Абоненты «МегаФона», пользующиеся услугой интернет-банкинга, стали жертвами борьбы сотового оператора с sms-спамом. Из-за блокировки сообщений с неидентифицированных коротких номеров клиенты «МегаФона» за компанию перестали получать и сообщения о своих финансовых операциях.
С 5 ноября 2013 года «МегаФон» полностью заблокировал sms-сообщения, рассылаемые его абонентам с неидентифицированных коротких цифровых и буквенно-символьных номеров. Однако помимо спамеров под блокировку попали и sms-сообщения от банков. В итоге абоненты «МегaФона» перестали получать сообщения с одноразовыми паролями на подтверждение операций и сообщения о пополнении счета или списывании с него денег.
В частности, о проблемах с отправкой sms через сеть «МегаФона» своих клиентов предупредили банк «Россия», ВТБ24, Сбербанк и «Альфа-банк».
Блокировка sms с нестандартных номеров других операторов — не единственная антиспамерская мера. По информации газеты «Ведомости», в начале ноября «МегаФон» запустил собственный рекламный продукт. В результате цены на легальные sms-рассылки выросли на 20-30%. Это повышение коснется как раз sms от банков с информацией об операциях по пластиковым картам клиентов, рекламных рассылок, акций торговых сетей и т. п.
Интернет-проект «Будь мобильным» обратился за комментариями к представителям «МегаФона» и получил подробный ответ:
«МегаФон» призывает контрагентов привести смс-рассылки с коротких номеров в соответствие с законом.
Некоторые банки столкнулись с проблемами при SMS-информировании клиентов. В связи с этим «МегаФон» официально сообщает, что данная проблема – не технический сбой работы компании: в сети «МегаФона» услуга работает корректно и без сбоев. Проблема на стороне некоторых компаний-смс-агрегаторов, которые не выполнили условия рассылки сообщений абонентам компании «МегаФон».
18 сентября «МегаФон» уведомил агрегаторов и других контрагентов об изменении системы работы компании с короткими номерами, что потребует переподписания договора или подписания договора напрямую с «МегаФоном» или с контрагентом, уже имеющим такой договор. Мы также сообщили, что без этого с 5 ноября будет производиться блокировка смс, приходящих в нашу сеть с коротких цифровых и буквенных номеров.
Эти изменения связаны с тем, что компания проводит масштабную работу по защите абонентов от «спама», который чаще всего приходит с коротких цифровых и буквенных номеров с других сетей. Мы провели необходимые встречи с агрегаторами и клиентами, сегодня большинство из них имеет с нами прямые договоры.
Для того, чтобы исправить ситуацию по доставке сообщений своим клиентам, банкам нужно либо заключить с нами прямой договор на рассылку, либо заключить договор с СМС-агрегаторами, у которых есть такие договоры (таких агрегаторов большинство). Мы готовы оказать всяческую поддержу и ускорить со своей стороны процесс подписания новых договоров для удобства клиентов банков и абонентов компании.
Зарубежный опыт показывает, что борьба со спамом необходима. «МегаФон» - первый оператор в России, который начинает блокировку сообщений поступающих на сеть МегаФон с номеров не входящих в ресурс нумерации, установленный Приказом Мининформсвязи России от 17.11.2006 N 142 "Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации" и не предусмотренные договором с присоединенным оператором. Другие операторы пока ограничиваются полумерами, не решающими проблему.
Как оператор связи, абонентам которого предназначены рассылки, мы должны иметь исчерпывающие сведения об отправителе и списке получателей рекламных СМС, чтобы контролировать согласие абонента на такие рассылки и предоставить возможность абонентам идентифицировать отправителя и при необходимости отказаться от такой рассылки.