Популярный сервис видеоконференций Zoom станет недоступен для российских государственных компаний, государственных ведомств федерального и регионального уровня, образовательных учреждений, включая школы и высшие учебные заведения уже с 7 апреля 2021 года. Американская компания Zoom Video Communications отозвала у своих региональных партнеров авторизацию на продажу сервисов в организации данного типа в России с 31 марта 2021 года. Эксперты отмечают, что такой шаг не нанесёт никакого ущерба российской стороне. Указанные компании и учреждения перейдут на альтернативные платформы видеоконференций.
Компания Zoom Video Communications запретила своим дистрибуторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций госучреждениям и госкомпаниям в России и СНГ. Об этом говорится в письме дистрибутора решений Zoom в России и СНГ «РайтКонф» партнёрам. Официальными продавцами лицензий Zoom в России были три организации: «РайтКонф», Rokada из Дубны, а также международная корпорация Unify Square.
«Сейчас мы уточняем детали дальнейшей работы, не исключаю, что компания сделает отдельный продукт для госсектора», — заявил гендиректор компании «РайтКонф» Андрей Петренко. Он также отметил, что требования касаются не только России, но и стран СНГ.
Таким образом, вузы, госкомпании и государственные структуры не смогут пользоваться корпоративной связью Zoom, которая предусматривает возможность подключения до 100 участников конференции без ограничения по времени. В то же самое время бесплатная версия сервиса, рассчитанная на частных пользователей и малые организации, останется доступна. Правда, эта версия позволяет вести неограниченное число конференций «один на один», в то время как групповые конференции ограничены 40 минутами.
Причины запрета на продажу лицензий российским компаниям в Zoom никак не комментируют. По мнению директора по развитию сервиса видеоконференций TrueConf Дмитрия Одинцова, это может быть связано с санкционными рисками. «Учитывая, что США - это главный рынок для Zoom, компания старается исключить любые поводы, которые могут подорвать их имидж», - полагает он. Ещё одной причиной для ограничения услуг Zoom в России может быть сложность соблюдения законодательства, считает партнёр департамента налогов и права Deloitte Антон Зыков.
В то же самое время эксперты отмечают, что российские госорганы редко покупали лицензированные версии Zoom. Чаще всего сервисом пользовались компании с государственным участием, такие как аэропорт Шереметьево, структуры «Газпрома» и ВТБ, музеи и учебные заведения в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Казани, Ижевске, Комсомольске-на-Амуре, Красноярске, Самаре, Пскове и других крупных городах.
Отключение Zoom в России может сказаться на работе учебных заведений. Так, в Высшей школе экономики сообщили, что пользоваться услугами программы не смогут уже с 7 апреля. Университет несколько месяцев пытался договориться о продлении лицензии, однако ему было отказано.
Эксперты считают, что Zoom повторяет действия Microsoft, которая в декабре 2020 ода отказалась продавать софт МГТУ им. Баумана. Тогда американская компания объясняла это тем, что российский вуз готовит специалистов, работающих на оборонную промышленность.
По итогам 2020 года рынок видеоконференцсвязи в России вырос до 2,5 млрд рублей (оценка Telecom Daily). Лидером по использованию в корпоративном секторе в России стал Zoom (25% рынка), на втором месте расположился российский сервис TrueConf (23%), далее американский Skype (14%).
В течение прошлого года крупные российские ИТ-компании запускали собственные платформы для ведения видеоконференций. Свои продукты выпустили в «Яндексе», Mail.Ru Group, «МегаФоне». Новый толчок развития получили российские платформы DEEP Platform, COMDI, ZEEN, VideoMost.
Летом 2020 года в правительстве обещали выделить 46,3 млрд рублей господдержки на разработку аналогов Zoom, Microsoft Teams и других проектов. В марте 2021 года Mail.ru Group и «Ростелеком» запустили сервис видеоконференций для школьников «Сферум».