Четвёртый по величине абонентской базы оператор сотовой связи России Tele2 на неделе отчитался об итогах своей работы в первом полугодии 2013 года. За это время компания сменила владельца, купила сотового оператора в Воронежской области, подготовилась к внедрению MNP и в очередной раз протестировала работу LTE в диапазоне 1800 МГц. Операторы «большой тройки» пока не отчитались за I квартал 2013 года. Однако, исходя из данных за первый квартал, можно говорить о том, что финансовом плане Tele2 вновь обошла операторов «большой тройки» как по набору абонентской базы, так и по росту выручки. При этом абоненты стали больше разговаривать и больше тратить на связь.
Tele2 Россия поделился результатами своей работы в первом полугодии 2013 года. Впервые мероприятие проходило в новом офисе компании. Сотрудники оператора переехали в него в начале 2013 года. По окончании пресс-конференции мне даже устроили импровизированную экскурсию. Забегая вперед, скажу, что атмосфера и обстановка внутри мне очень понравилась. Но вернемся к итогам полугодия, ведь именно отчетность стала поводом для проведения пресс-конференции.
В пресс-конференции по итогам шести последних месяцев впервые принимали участие новый президент компании Александр Провоторов, ранее работавший в «Ростелекоме», и его первый заместитель Джери Калмис, отвечающий за операционную деятельность компании. А вот Инесса Галактионова, занимавшая должность коммерческого директора в течение четырех последних лет и недавно перешедшая в «Почту России», отсутствовала. Тем не менее она остаётся советником президента Tele2.
О главных достижениях последнего времени рассказал Александр Провоторов. Он отметил, что Tele2 Россия получила грамотного собственника в лице группы ВТБ. По словам топ-менеджера, новый акционер поддерживает корпоративную культуру компании, не собираясь ничего менять. По условиям договора, право использования бренда Tele2 сохраняется за компанией в течение 10 лет с возможностью дальнейшей пролонгации. При этом на переходный период сохраняются и все существующие предложения группы Tele2 AG, в том числе и по международному роумингу.
Кроме того, сейчас Tele2 Россия совместно с группой ВТБ разрабатывает новую стратегию развития:
- Мы работаем над тем, чтобы попробовать сделать совместные с группой ВТБ проекты. Сейчас рано говорить о чем-то конкретном, но мы видим значительный потенциал такой работы. Важно отметить, что новый главный акционер разделяет те подходы к ведению бизнеса, которые исторически существовали в компании. Тарифная политика оператора остается неизменной - это качественные услуги по низким ценам, - заявил Провоторов.
Важным событием в жизни компании стала сделка по покупке воронежского оператора «Кодотел» в июне 2013 года. Сделка позволила получить порядка 100 тыс. абонентов и существующую инфраструктуру, но, пожалуй, главное - дополнительный частотный ресурс, который в случае внедрения в России принципа технологической нейтральности позволит предоставить абонентам высокоскоростной Интернет.
Кроме того, в компании внимательно следят за последними инициативами Минкомсвязи. В частности, Tele2 готова к внедрению услуги переносимости абонентского номера (MNP), которая позволяет абоненту сохранять номер при смене оператора. Однако многое в этом вопросе зависит от позиции самого министерства и принятия соответствующей нормативной базы в полном объёме.
Не забыли в Tele2 и о принципе технологической нейтральности. В компании рассчитывают, что в сентябре регулятор примет окончательное решение, и оно с достаточно высокой вероятностью может быть положительным (принимая во внимание сложности с освоением нижнего диапазона частот «большой тройкой» и «Ростелекомом»). Со своей стороны, оператор успешно провел испытания возможностей использования стандарта LTE в диапазоне 1800 МГц в Калужской области совместно с НИИР (Научно-исследовательским институтом радио).
- Для исполнения решения ГКРЧ Tele2 заключила с НИИР новое соглашение и провела совместные тестовые испытания LTE 1800 в Калужской области. Испытания были признаны успешными. Их результаты будут включены в отчет НИИР на следующем заседании ГКРЧ, предположительно в августе или сентября этого года, - рассказал Мамука Мархулия, директор по корпоративным вопросам и правовой поддержке Tele2 Россия. - Мое лично мнение, что перспективы технологии в этом диапазоне хорошие. Наши результаты показывают, что в России LTE 1800 работает так же успешно, как и в других 40 странах мира. Нас это очень радует - регулятор также не подвергает это сомнению.
После смены собственника для Tele2 стала актуальной тема сотрудничества с «Ростелекомом» через модель MVNO. Обе компании в настоящее время ведут переговоры. Однако конкретного решения пока нет. Tele2 рассматривает различные варианты выхода на рынок в тех регионах, где она не представлена. Это могут быть создание MVNO с региональными операторами и даже операторами «большой тройки».
Говоря об общих тенденциях рынка мобильной связи в России, Александр Провоторов отметил, что в 2012 году рынок сотовой связи впервые столкнулся с признаками стагнации. Крупнейшие сотовые операторы одновременно показали квартальное снижение абонентской базы и замедление темпов роста выручки. Вопреки этим трендам, Tele2 Россия продолжала успешно развивать свой бизнес. По крайней мере, можно говорить о том, что компания растет быстрее «большой тройки» и «Ростелекома».
- Наша абонентская база по итогам полугодия превысила 23 млн человек, показав рост в 7% год к году. Одновременно с этим нам удалось достигнуть самый низкий показатель оттока абонентов за всю историю Tele2 в 27%, что, конечно же, является самым низким показателем и на российском рынке. При этом мы сохранили достаточно эффективную рентабельность бизнеса на уровне 36,3%, а рост выручки у нас составил 13 %. Таким образом, мы вновь показали очень хорошие результаты, подтвердив успешность бизнес-модели Tele2 в России. Безусловно, мы гордимся результатами, которые компания смогла показать в условиях замедления темпов роста рынка, - сказал Александр Провоторов.
Ключевые финансовые показатели детализировала Людмила Смирнова, финансовый и административный директор Tele2 Россия:
- Мы продолжили очень активный набор абонентской базы. И за полгода она выросла на 7% год к году, достигнув уровня 23,24 млн абонентов. Наша выручка при этом выросла на 13% и достигла почти 31,8 млрд рублей. И этот рост обусловлен не только ростом абонентской базы, но и увеличением показателей ARPU и MoU на 4% и 5% соответственно.
Показатель EBITDA (объём прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации) год к году вырос на 14% до 11,6 млрд рублей. Маржинальность в итоге составила 36,3%.
Уровень капитальных затрат по сравнению с прошлым годом снизился и составил 2,9 млрд рублей. Этот показатель в компании считают приемлемым, так как он находится в пределах 10% общей выручки.
После блока финансовой информации Джери Калмис, первый заместитель генерального директора Tele2 Россия, рассказал, как и почему были достигнуты такие показатели:
- Я хочу подчеркнуть, что рынок в России стагнирует. Прошлый год стал временем, когда рынок перестал расти с точки зрения набора абонентских баз. Тем не менее нам удалось справиться с основными задачами по удержанию и увеличению абонентской базы. На долю Tele2 пришлось 44% новых подключений по итогам первого квартала 2013 года. Кроме того, у нас самый низкий отток абонентов - всего 27%. Таким образом, 61% абонентов считают Tele2 оператором, предоставляющим самые низкие цены на услуги. Об этом также говорит средняя стоимость минуты - 89 копеек.
В компании говорят, что такие показатели прежде всего объясняются эффективным управлением оттоком абонентов и работами над улучшением качества связи в разных регионах России.
Во втором квартале текущего года Tele2 будут продолжать работу по максимизации эффективности использования сетей 2G и роста абонентской базы. Помимо этого, основной фокус сместится в сегмент B2B, где намечен рост продаж в 1,5 раза, развитие электронной коммерции и увеличение объемов платежей в четыре раза, а также рост продаж через Интернет.
По окончании основной части корреспонденту проекта «Будь мобильным» удалось побеседовать с Александром Провоторовым и Джери Калмисом и задать топ-менеджерам несколько вопросов о рынке, технологиях и планах на будущее.
- Александр, вы достаточно долго работали в «Ростелекоме», знаете сильные и слабые стороны компании. Сейчас вы работаете в Tele2. Как будут складываться взаимоотношения между операторами? Будут ли обе компании сотрудничать в рамках MVNO по 2G и 3G, где это экономически выгодно?
А.П.: - Вы знаете, нам действительно очень интересна тема MVNO. Мы поддерживаем инициативу Минкомсвязи об упрощении доступа к сетям связи со стороны виртуальных операторов. Мы очень надеемся, что в скором времени будут приняты механизмы для комфортной работы всех операторов. Что касается партнерства с операторами, то мы готовы вести переговоры со всеми игроками рынка. Нашим партнером может стать как региональный, так и федеральный оператор. Мы также ведем переговоры с «Ростелекомом», но об окончательных решениях говорить пока рано.
- Является ли покупка воронежского «Кодотела» сигналом остальным операторам, что Tele2 готов покупать региональные активы? Готова ли компания купить региональные активы у того же «СМАРТСа» или екатеринбургского «МОТИВа»?
А.П.: - Нам действительно интересны активы в тех регионах, где мы не работаем. Но это не значит, что мы готовы покупать всё и везде. Целесообразность каждой M&A сделки должна рассматриваться отдельно. «Кодотел» в Воронежской области был нам интересен с точки зрения частотного ресурса и его лидерских позиций в этом регионе. Что касается остальных компаний, которые вы упоминали, то мы не ведем с ними никаких переговоров. Хотя, не буду скрывать, некоторые активы очень интересны, и мы рассматриваем все возможности.
- Джери, как вы можете охарактеризовать итоги работы Tele2 в корпоративном сегменте с учетом того, что у некоторых федеральных операторов этот сегмент достигает 20-30% от всей выручки?
Д.К.: - Корпоративную программу мы запустили несколько лет назад, и в 2013 году рост в этом сегменте составил 50-55%. При этом ARPU корпоративных абонентов Tele2 на 30% выше средних показателей по компании, и это с учётом более низких тарифов для этой категории клиентов.
Вообще запуская направление B2B, мы думали о том, что владельцы малого и среднего бизнеса и так пользуются нашими услугами как физические лица, и задавали себе вопрос, будут ли интересны для них корпоративные тарифы Tele2. Однако мы смогли предложить им выгодные пакеты для бизнеса, преимущества которых были очевидны. Так что мы продолжаем делать ставку на этот сегмент. Трендом последнего времени стал хороший спрос на услуги M2M со стороны наших клиентов.
- Планируете ли вы развивать сегмент B2G, ведь у вас есть опыт работы в этом направлении в «Ростелекоме»? Помогает ли вам то, что у вас теперь российский собственник?
А.П.: - Ключевым для нас является сегмент малого и среднего бизнеса. Именно под них мы готовим специальные решения. Крупный бизнес и органы власти не попадают в сферу наших интересов. Для них нужно кардинально иные решения. Что касается какой-то дискриминации, то Tele2 всегда чувствовала себя комфортно на российском рынке, комфортно ей и с российским акционером. Услуги государственным компаниям могут оказывать все без исключения компании.
- Джери, в своей презентации вы сказали, что планируете развивать направление мобильной коммерции. Как это будет происходить? Tele2 в настоящее время имеет совместный проект со «Сбербанком». Принимая во внимание, что собственником оператора стала группа ВТБ, появятся ли какие-то решения по мобильной коммерции с банком ВТБ или ВТБ24?
Д.К.: - Да, действительно у нас со «Сбербанком» запущен очень успешный проект «Автоплатеж». В 2013 году этим сервисом воспользовалось более 1 млн абонентов. Кроме того, мы работаем над развитием платформы мобильной коммерции, которая позволяет оплачивать самые разные покупки и услуги со счета мобильного телефона. С начала 2013 года пользователи этой платформы осуществили более 2 млн платежей. Средний размер счета составляет 200 рублей.
Что касается партнерства с ВТБ, то это дело будущего. Мне сложно комментировать эту ситуацию. В настоящее время мы занимаемся разработкой новой стратегии с нашим акционером.
Интернета нет вообще. Цены выше(!!!), чем у конкурентов.