В Москве запущена первая опытная зона беспилотного транспорта - электробусов «КАМАЗ», разработанных совместно с «НАМИ». Тестовая площадка работает на территории инновационного центра «Сколково» в условиях, приближенных к дорогам общего пользования. На полигоне установлены две базовые станции 5G компании «Ростелеком» 5G в диапазоне 3.4-3.8 ГГц, построенной на оборудовании Nokia. Коммерческое использование электробусов на маршрутах общественного транспорта может начаться уже через 5-7 лет, прогнозируют эксперты.
Первая в России открытая опытная зона фрагмента сети связи стандарта 5G/IMT-2020 была развернута на территории инновационного центра «Сколково» «Ростелекомом», Nokia и Фондом «Сколково» в марте 2018 года. Это стало возможно после того, как в июле 2017 года «Ростелеком» получил от Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) частоты в диапазонах 3,4-3,8 ГГц для исследований и опытного запуска технологии мобильной связи пятого поколения.
В итоге сеть 5G в «Сколково», состоящая из двух базовых станций, стала платформой для обеспечения мобильной радиосвязи для электробусов КАМАЗ-1221 «ШАТЛ». Впервые беспилотные машины представили в июне 2018 года на тестовой трассе в Казани. Тогда демонстрация проходила на сети «МегаФона», смонтированной на оборудовании Huawei.
По словам разработчиков, отличие от трассы в «Сколково» от той, что была в Казани, в более реалистичных условиях. Кроме того, запуск проекта позволил доказать кроссплатформенность программного обеспечения самих электробусов. Автомобили могут работать в разных сетях и с оборудованием разных вендоров.
Базой проекта стала «Станция мониторинга» — объект выполняет функции центра диспетчеризации, хранения и зарядки автономных транспортных средств непосредственно на опытном маршруте в «Сколково». Станция даёт возможность компаниям-разработчикам наглядно продемонстрировать степень готовности технологий, а также позволяет на длительной (не выставочной основе) проводить динамические демонстрации беспилотной техники. На станции можно проводить полномасштабные испытания и оценить реальные перспективы выведения беспилотников на городских улицах.
На специальной площадке для испытаний оборудовано круговое движение двух беспилотных электробусов «КАМАЗ» малого класса ШАТЛ категории М2 предназначено для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. Автомобили разработаны совместно с «НАМИ». Во время движения электробуса все телеметрические данные, данные параметров движения, видео фиксации высокого качества передаются по сетям пятого поколения в режиме реального времени в командный пункт мониторинга. Сам электробус рассчитан на 12 мест, 6 из которых — для сиденья, а водительского места не предусмотрено.
По словам инженеров, беспилотник КАМАЗа может останавливаться для посадки и высадки пассажиров в точках, определённых службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте. Интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств.
Кузов ШАТЛа собран из алюминия и композитных материалов, аккумуляторы расположены под полом, а мощность силовой установки составляет около 130 л.с. Маневренности беспилотнику добавляет полноуправляемое шасси.
«В нашем новом транспортном средстве соединяются все мировые тренды: современный внешний вид, передовые технологии, — отмечает прославленный автогонщик Фирдаус Кабиров, который в настоящее время работает руководителем департамента специализированной техники НТЦ ОАО «КАМАЗ». – Поскольку это прототип, а не сертифицированное транспортное средство, мы разработали регламент для демонстрации электробуса. В основе этого регламента три параметра: ограничение скорости, наличие в автобусе инженера и наличие огороженной закрытой территории, что исключает попадание под колеса людей или животных. Во время движения транспорта по заданному маршруту в диспетчерском пункте отслеживают его перемещение. В случае непредвиденных ситуаций электробус остановится».
«Ростелеком» вместе с командой «КАМАЗа» продемонстрировали прикладное применение сетей пятого поколения. Данные с электробуса через мобильный интернет передаются в диспетчерский пункт со скоростью 1,2 Гбит/с стабильно с минимальной задержкой 6-8 миллисекунд. Одна базовая станция 5G на минимальной мощности обеспечивает радиус действия примерно в 800 м.
«Принципиально иная скорость передачи данных, возможность одновременного подключения более миллиона устройств и единицы миллисекунд для отклика делают 5G идеальной средой для беспилотного транспорта, - рассказывает вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко. – Эти характеристики развернутой нами сети позволяют достичь основной цели всех разработчиков беспилотников - безопасность при движении автономного транспорта по городским улицам».
Для обеспечения радиопокрытия пилотной зоны использовалось две базовые станции с технологией радиодоступа 5G New Radio (NR), опорная сеть нового поколения с поддержкой функционала New Generation Core (NGC) и абонентский терминал (CPE) 5G с чипсетом разработки Nokia.
Во время совместного тестирования телематическая информация о параметрах движения и видеосигнал в режиме реального времени транслировались при помощи Е2Е-решения для сетей 5G от Nokia. Одновременно на сервер «КАМАЗа» в онлайн-режиме поступала телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Данные собираются с сотен датчиков, установленных в электробусе.
Во время тестовых заездов скорость передвижения электробусов ограничена 10 км/ч. Вообще же, максимальная скорость беспилотника – 110 км/ч. А вот так автомобили выглядят внутри.
«Фонд «Сколково» всегда поддерживает реализацию различных инновационных проектов на своей территории. В том числе мы уделяем большое внимание теме беспилотного транспорта. «Станция мониторинга» для БПТС позволит провести полномасштабные испытания и оценить реальные перспективы введения беспилотных транспортных средств в эксплуатацию на улицах нашей страны», - отмечает Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково». По его словам, коммерческое использование беспилотников в качестве общественного транспорта может начаться в горизонте 5-7 лет. Инженерная часть по своей сути будет полностью готова в ближайшие два-три года, ещё 3-5 лет уйдет на формирование регулирования в области беспилотников, внесении изменений в законодательства, стандарты и правила сертификации.
С ним согласен и Алексей Гуськов, директор Центра государственных и комплексных программ ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». «Технические решения в проекте ШАТЛ 2.0 принимались от позиции создания БПТС, готового к выходу на дороги общего пользования. Техническая скорость автобуса — 110 км/ч. И все решения учитывают эту скорость: тормоза, подвеска, рулевое управление. Важно отметить, что наша ориентация на эксплуатацию на дорогах общего пользования отразилась в высокой степени готовности автобуса к сертификации. Ждем выхода нормативных требований к беспилотникам».
По мнению всех участников проекта, стандарт 5G должен стать одной из опорных технологий в цифровой экономике. Он будет активно задействован в таких направлениях как интернет вещей, умный город, умное производство, умный дом, умный транспорт.
Стоит отметить, что у «Ростелекома» в настоящее время работают три опытных зоны 5G: в Иннополисе (Республика Татарстан), Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге и в Сколково.