23 сентября крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал Яндекс празднует юбилей: ровно 15 лет назад система была анонсирована на выставке Softool в Москве.
История Яндекса началась в конце 80-х — с разработки поисковых технологий в компании "Аркадия", которая затем вошла в состав CompTek. Разработчики создали несколько поисковых программ, в том числе Международный классификатор изобретений и поиск по Библии, который учитывал морфологию русского языка. Технология поиска получила название "Яndex", впоследствии вошедшее в повседневный обиход российского интернет-пользователя. Слово "Яndex" придумали Илья Сегалович, нынешний директор Яндекса по технологиям, и генеральный директор компании — Аркадий Волож.
Яндекс образца 1997 года учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу. Робот поисковой системы (сетевой паук) обходил 5 тысяч серверов каждую неделю и при индексировании учитывал ряд параметров, включая проверку уникальности документов. Область поиска Яндекса ограничивалась серверами доменов .SU и .RU, а также иностранными русскоязычными веб-площадками, в том числе — стран СНГ. Индекс русскоязычного интернета целиком умещался на одном SCSI-диске емкостью 4 Гбайт, а вся команда портала составляла около десяти человек, работавших в компании CompTek.
Свой пятнадцатый день рождения Яндекс встречает с более чем 12,5 млн пользователей, ежедневно прибегающих к услугам популярной в Рунете сетевой ищейки. Согласно статистике LiveInternet, Яндекс доминирует на отечественном рынке интернет-поиска с долей в 60,5%, тогда как Google контролирует 26,7% сектора. Поисковик присутствует также на Украине, в Казахстане, Беларуси и с недавних пор в Турции.
Яндекс собирает и структурирует самую разнообразную информацию, не ограничиваясь поиском только по веб-страницам. Поэтому одновременно с поиском по Вебу пользователи могут искать по новостям и записям в блогах, картинкам и видео, товарам и адресам. Помимо поиска, Яндекс предоставляет пользователям множество информационных, геоинформационных и персональных сервисов, в том числе мобильных.
В компании говорят, что основная ценность для Яндекса — это интересы пользователей. Именно потребностями пользовательской аудитории определяется развитие всех сервисов и проектов Яндекса.