«МегаФон» продолжает развивать свою розничную сеть продаж и обслуживания. У оператора открылся один из самых северных офисов в России – за Полярным кругом в городе Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа. На незабываемой церемонии открытия побывал главный редактор интернет-проекта «Будь мобильным».
Когда в мой адрес поступило предложение поехать на Ямал на открытие офиса продаж компании «МегаФон» за Полярным кругом в Салехард, я ни минуту не сомневался: «надо ехать». Был соблазн посмотреть, как живут люди в этой части нашей большой страны, как там вообще относятся к мобильности, связи и интернету. Забегая вперед, отмечу, что путешествие было очень полезным с профессиональной точки. Многое открыл для себя. Например, что связь в 95% этих населенных пунктах – спутниковая, а потому дорогая и кране нестабильная (читай «некачественная»). Причем это касается как мобильной, так и фиксированной связи. В итоге все новые знания решил свести в отдельном материале, посвященном телекоммуникациям и связи на Северном и Полярном Урале (читайте его на нашем проекте на следующей неделе).
Кроме того, что Ямал это суровый край, причем «край земли» в прямом смысле этого слова («Ямал» - в переводе с ненецкого «край земли»), я знал, что там холодно, вечная мерзлота, полярный день и ночь, олени и река Обь. Ах да, еще я понял, что там могут возникнуть серьезные проблемы с Интернетом, а без него работа современного журналиста просто не мыслима. Ни о каком 3G или дешевом безлимитном Интернете и речь не могло быть. Но мне и моим коллегам только предстояло познакомиться с этой спецификой или проблемой. На этом мои познания заканчивались.
Салехард встретил нас очень дружелюбно. Ясная погода и -19. Это для Ямала достаточно комфортная температура, да и нас она не напугала. Показательно, что аэропорт в этом городе не хуже таковых в городах миллионниках, местами даже лучше, чем в Самаре и Санкт-Петербурге (это мое личное мнение). Железнодорожное сообщение с Салехардом отсутствует.
На пути из аэропорта мы пересекли границу Полярного круга – 66 параллель. На этом месте установлена специальная стела, через которую и проходит эта самая параллель. Здесь делегацию московской и уральской прессы, а также сотрудников «МегаФона» встречал ямальский Дед Мороз - Ямал Ири. Согласно приданиям, если прикоснуться к его посоху и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Так мы и сделали. А те 15 минут, проведенные на морозе, заставили всех нас двигаться с утроенной силой, чтобы не замерзнуть. А вот Ямал Ири стоял на месте без рукавиц, и ему было все нипочем! Наверное, это закалка.
По дороге в гостиницу нам провели краткую экскурсию по городу. Удивительно, но в Салехарде нет производственных предприятия (все они находятся за его пределами в Надыме, Новом Уренгое и т.д.), но зато здесь расположились десятки, а может и сотни «департаментов» (чиновников, если по-русски), которые управляют всем. Сам город застроен невысокими домами, выкрашенными в яркие цвета. Как мне пояснили, это сделано для того, чтобы у людей не было депрессии. Кроме того, большая часть домов подсвечивается в темное время суток, что также добавляет особой красоты и своеобразной волшебности. У меня сразу появилось новогоднее настроение. Еще, на что не скупятся коммунальные службы на Ямале, обогрев зданий. Тепло – это вообще стратегический ресурс для каждого жителя этих территорий. По словам горожан, замерзнуть осенью, зимой или весной просто не возможно, батареи всегда очень горячие.
За строительство в Салехарде отвечают турки. Они вытеснили несколько лет назад канадцев, которые строили здесь жилье и административные здания. Но вы не подумайте, что турецкие дома холодные, в них тоже очень тепло. Просто мое замечание.
Еще одной особенностью Ямала является отсутствие высоких и даже средних по высоте деревьев. Елки и березы здесь карликовые и очень компактные. Еще из-за сурового климата, полярной ночи ни о каком выращивании крупного скота (коров, свиней) не может быть и речи, поэтому основным источником мяса здесь являются олени. Их выращивают в промышленных масштабах (как у нас говядина или свинина), а продукты из оленины можно встретить на каждом шагу.
Заселившись в гостиничный номер, первым делом я попытался выйти в интернет. Не тут-то было. 3G здесь нет, но это было ожидаемо. А вот EDGE был, хотя «был» - это громко сказано. Максимальная скорость – 20-25 Кбит/с. Отчего-то вспомнил 2005 год, тогда и у нас была такая скорость. Попытки подключиться к Wi-Fi сетям «Ямалтелекома» и «Уралсвязьинформа» тоже не дали желаемого результата. Скорости не хватало, чтобы загрузить электронную почту и просмотреть новости. Хотя с 3:30 до 5:30 у меня получилось невозможное. Я загрузил почту 5 Мбайт в общей сложности. Оператора, через которого это произошло называть не стану.
В «МегаФоне» рассказали, что причиной такой работы является дороговизна спутниковых каналов связи: 0,9-1,2 млн. рублей за канал 1 Мбит в месяц. Гарантии качества фактически отсутствуют, поэтому даже голосовая связь здесь работает не так хорошо. При этом наземных линий связи нет и в ближайшее время не будет. Более подробно об этом читайте в публикации на следующей неделе.
Поскольку открытие офиса продаж «МегаФона» было запланировано в городе Лабытнанги, а мы находились в Салехарде, нам предстояло пересечь реку Обь. Но, как и следовало ожидать, моста здесь не было. Его должны построить. По этому поводу один из наших экскурсоводов отметила: «Деньги на строительство авто и железнодорожного моста освоены, а вот мост обещают построить».
Переправа через Обь в зимнее время осуществляется по льду на вездеходах на воздушной подушке. Пять минут, и мы уже на другом берегу Оби. Еще через 10 минут и мы на центральной улице Лабытнанги, населенном пункте, в котором проживает порядка 27 тыс. жителей.
Название этого города в переводе с хантыйского означает «семь лиственниц». В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц - понятие священное вдвойне.
Офис продаж и абонентского обслуживания «МегаФона» расположился на перекрестке двух главных улиц. В двух шагах от него находится магазин сети «Связной». На официальную церемонию открытия магазина были приглашены российский Дед Мороз и ямальский Ямал Ири. В итоги они стали первыми абонентами нового офиса «МегаФона» за Полярным кругом. Новоявленным клиентам оператора предложили мобильный Интернет, красивый номер и выгодный тариф с возможностью безлимитного общения.
Примечателен тот факт, что мобильные телефоны, нетбуки и другая цифровая техника стоили ровно столько же, сколько в Москве, Екатеринбурге или Санкт-Петербурге, чего нельзя сказать о продуктах питания, которые в два, а то и в три раза дороже.
На пресс-конференции по случаю открытия офиса продаж «МегаФона» в Лабытнанги представители оператора рассказали о том, как они видят развитие своей розничной сети.
- Активное развитие розничных каналов наше приоритетное направление деятельности. Мы строим и будем строить сильную розничную сеть. Общая сумма финансирования собственной розницы без учета партнерских салонов в 2009–2010 годах составила 4,285 миллиардов рублей, - отметил Валерий Ермаков, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности компании «МегаФон», в рамках телемоста из Санкт-Петербурга.
На данный момент на территории России действует более 2300 салонов «МегаФона», до конца 2010 года их число вырастет до 2400, а к концу 2011 года — до 3000. Развивая мобильную сеть и внедряя новые технологии, оператор решает и другую приоритетную задачу – предоставить качественный клиентский сервис жителям всех регионов России. Именно поэтому «МегаФон» развивает собственную розничную сеть не только в крупных мегаполисах и городах-миллионниках, но и в самых отдаленных районах страны. Новый офис в заполярном городе Лабытнанги – очередной пример практической реализации этого плана.
- Вкладывая в собственную розницу, мы инвестируем в наших абонентов. А это самые выгодные и надежные вложения, — отмечает Игорь Майстренко, Начальник департамента продаж и обслуживания компании «МегаФон». — Наша компания делает акцент на повышение лояльности потребителей за счет постоянного улучшения качества сервиса.
В офисах «МегаФона» абоненты могут подключить широкий спектр дополнительных услуг и получить профессиональные консультации по всем «мобильным» вопросам. С помощью специалистов компании посетители офисов могут бесплатно настроить свои мобильные устройства (смартфоны, модемы, планшетные компьютеры) для работы с новейшими операторскими сервисами. Также в собственных салонах «МегаФона» можно бесплатно получить новую SIM-карту (взамен поврежденной или утерянной) и пополнить мобильный счет без комиссии.
Пресс-конференция закончилась в 14:30, а за окном уже была полная темнота. Близость к северному полюсу давала о себе знать. Через несколько дней наступит полярная ночь.
После официальных мероприятий мы посетили Обдорский острог, положивший начало современному Салехарду – одно из первых русских поселений, основанных на территории Сибири. Острог был заложен казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова в 1593-1595 году. Впечатления крайне положительные.
Программу нашего пребывания на Ямале завершило посещение природно-этнографисечского комплекса в Горнокнязевске, в который приезжает множество туристов из России и других стран мира. Здесь мы познакомились с культурой ненцев, хантов, манси. Нам рассказали об обычаях, которые существовали и существуют у коренных народов. Особое место было уделено кухне: оленина в самых разных вариантах, строганина из муксуна и т.д.
Вот с такой неожиданной стороны мне довелось увидеть Ямал. Прошу прощения, если о чем-то не рассказал. Хочу выразить благодарность коллегам из МегаФона, за предоставленную возможность посетить это край, край земли.
Отдельное спасибо за фото Сергею Панину, Николаю Яблонскому, Светлане Емельяновой, Марине Трофимовой и Александре Репьевой.