Операторы сотовой связи постепенно превращаются в торговые сети, продающие помимо собственно услуг связи, мобильные телефоны, фотоаппараты, музыкальные плееры, нетбуки и многое другое. Вот и уральский «МегаФон» подвел первые итоги своего присутствия на этом рынке.
За последний год рынок сотового ритейла подвергся серьезным изменениям. Сейчас среди продавцов мобильных телефонов, фотоаппаратов и другой цифровой техники все чаще можно заметить операторов сотовой связи. По данным нашего издания в настоящее время на Урале насчитывается порядка 1250 торговых точек, которые занимаются продажами сотовых телефонов, цифровой техники и сопутствующих товаров. Из них 32% приходится на монобренды (всего 404 торговые точки), а 68% - на мультибренды.
У «МегаФона» на Урале уже работает 120 собственных магазинов. По нашим собственным оценкам, доля компании на рынке сотового ритейла составляет 8%. Как пояснил директор направления собственной розницы «МегаФон» на Урале Дмитрий Адушев, компания намерена к 2010 году увеличить количество собственных салонов сотовой связи с 120 до 175.
Причиной строительства собственной сети стала большая доходность привлеченных абонентов.
- Развитие проекта собственной розницы позволяет нам повысить эффективность продаж, предоставлять высокое качество обслуживания клиентов, что положительно сказывается на финансовых показателях компании. Уже сегодня мы можем констатировать, что средний счет абонента, привлеченного через сеть оператора выше, чем привлеченного через другие каналы, - говорит коммерческий директор уральского филиала компании «МегаФон» Тимур Свирин.
Если говорить о коммерческой подоплеке развития собственной розницы, то ее покупатели имеют более высокий ARPU (среднемесячный доход с абонента), чем клиенты федеральных ритейлеров, таких как «Евросеть» или «Связной». В «МегаФоне» отмечают, что ARPU клиентов, подключенных в их монобрендовых салонах составляет 375 рублей, а у федеральных игроков только 240 рублей.
Помимо этого в компании подчеркивают, что на этапе полного насыщения рынка монобренд позволяет обеспечить лучшее качество обслуживания клиентов.
В салонах «МегаФона» абоненты могут получить консультации по услугам и тарифам оператора, приобрести телефонные аппараты ведущих мировых производителей и брендированное мобильное оборудование. Здесь же можно произвести настройку телефона для выхода в Интернет, подключить дополнительные услуги и тарифные опции. Оператор разрабатывает эксклюзивные предложения, которые доступны для подключения только в салонах собственной розницы. Благодаря комплексному подходу к обслуживанию, неуклонно растет доля продаж кастомизированного оборудования через салоны собственной розницы. Например, 40% usb-модемов от «МегаФон» в Уральском регионе реализуется через салоны собственной розницы.
Наиболее востребованными услугами в салонах связи МегаФона стали: замена SIM-карты, детализация разговоров, заказ пакетов услуг, смена тарифного плана и подключение услуг («Замени гудок», «Рок-н-роуминг, «Большой Урал», «Мой МегаФон», «Живой баланс» и пр.).
Кроме стандартных салонов площадью 30-50 кв. метров, оператор собирается открывать и флагманские магазины площадью от 70-150 кв. метров с возможностью работы демонстрационных зон, инновационных услуг и бесплатным Wi-Fi доступом всех желающих. На Урале уже открыт один флагманский магазин в Екатеринбурге. В ближайшее время такой формат продаж будет запущен в Челябинске, Перми и Тюмени. Главная проблема, найти подходящие площади.
Остальные операторы также полны решимости увеличить свое присутствие на рынке сотового ритейла. Так, к концу этого года МТС планирует открыть еще 20 салонов, включая флагманские магазины большой площади.
Несмотря на свое участие в «Евросети» монобрендовую розницу собирается развивать и «Билайн». К развитию этого проекта в настоящее время привлекаются региональные партнеры и дилеры на местах. По итогам второго квартала 2010 года собственная сеть «Билайна» в уральском регионе насчитывает порядка 55 центров обслуживания клиентов и продаж оборудования и мобильных телефонов. В планах у оператора открытие новых офисов в Екатеринбурге, Перми, Тюмени и Челябинске.
Остальные операторы, «Уралсвязьинформ», «МОТИВ» и «TELE2» не собираются создавать крупные торговые сети. Они ограничатся открытием точек обслуживания и продаж в городах.
Мультибрендовые сети также будут открывать новые магазины и запускать новые сервисы. Например, Евросеть» за последний год запустила около 10 новых программ-услуг: пенсионное страхование, туристические путевки, оплата потребительских кредитов, карты для подготовки к ЕГЭ, бронирование и покупка авиабилетов, пополнение электронных кошельков, программа лояльности «Кукуруза» и многое другое.
- Уникальной могу назвать программу лояльности Кукуруза, разработанную совместно с MasterCard. Она позволяет оплачивать покупки не только в России, но и во всем мире, осуществлять денежные переводы и при этом получать бонусы, которыми можно расплачиваться не только в салонах «Евросети», но и в магазинах партнеров, - рассказывает Кирилл Шибанов, управляющий уральским филиалом компании «Евросеть».
«Связной» планирует увеличить количество своих торговых точек с 220 до 255 к концу 2010 года. Подобный проект есть и у «Связного».
- Мы удовлетворены уровнем продаж в уральском филиале. В целом продажи находятся на достаточно высоком уровне, - говорит Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной».
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отмечает, что монобрендовый салон приносит на 30% меньше прибыли, чем мультибрендовый. «Операторы развивают розницу на перспективу. В фирменном салоне продается не только услуга или телефон, но и обслуживание. И с ростом сложности услуг связи человеку будет необходимо идти туда, где есть подготовленный персонал, который сможет ему помочь настроить аппарат, расскажет о том, как он работает».