Мы живем в самой прекрасной стране на свете, и все остальные страны нам завидуют. Еще бы! Ведь именно в нашей стране умерли многие великие люди, особенно Пушкин и Лермонтов. Это мы научились включать телевизор на полную громкость и идти готовить на кухню. Именно в нашей стране люди меняют свои мобильники так часто только потому, что хотят показаться намного круче Тимати и Жанны Фриске вместе взятых.

Что меня удивляет в иностранцах, так это их отношение к мобильным телефонам. Они могут ездить на шикарном автомобиле, отдыхать на лучших курортах мира, тратить массу денег на гардероб и необычные виды спорта. Но в то же время, они пользуются мобильником пятилетней давности, и их абсолютно не заботят габариты устройства или отсутствие встроенной 5,1 Mpix фотокамеры.

Недавно в Москве мне пришлось лично видеть немецких туристов 25-28 лет. У всех у них были телефоны, которые в России называют раритетом. Один из этой группы вообще пользовался Ericsson R320 с задней крышкой, прикрепленной к корпусу черной изолентой. Это ли не чудо? В России таких людей, быть может, один на тысячу.

Пару недель назад встретил своего давнего знакомого Антона, которого не видел три года. Первое, о чем мы с ним заговорили, стало то, что за два последних года он сменил около десяти сотовых.

Он просто заходит в магазин и покупает первое, что понравится. Проходит полгода, он понимает, что его модель уже выходит из моды и спешно подыскивает ей замену. Через неделю ему хочется иметь такой же телефон, как у своей любимой девушки. Ну, как же так, ведь у влюбленных есть цепочки со стилизованными половинками сердца, почему бы телефонам не стать чем-то подобным? А через месяц он приходит к выводу, что в портативном устройстве важна не марка и количество функций, а только цвет. Настоящий мобильник должен быть чёрным. Нет, белым! Бесспорно! Мой знакомый опять отправляется на поиски.

- Антон, скажи, что тебя толкает на очередную смену телефона?

- Да, в общем, не знаю. Просто заходишь в магазин и видишь новую модельку. Потом смотришь на то, что у тебя в руках и понимаешь, что эта трубка устарела или вообще не нравится. Попробовать нужно все. Но не нужно считать меня этаким мобильным наркоманом.Жители нашей страны покупают новые или дополнительные телефоны не реже раза в год!

- А как часто происходит смена телефонов?

- Раз на раз не приходится. Вот была у меня Nokia N70, так я с ней больше восьми месяцев проходил. Все мне в этой трубке понравилось. Но пришло время, и функциональность изменилась, модные тенденции стали другими. Потом был Samsung X820. Им я пользовался неделю, просто не выдержал более.

- Так получается, что ты следуешь моде?

- Да, конечно. Посмотри, сколько вокруг людей, таких же, как и я. Нас много!

С последним тезисом сложно не согласится. Это особенно четко видно в молодежных кругах. Некоторые мои друзья и подруги тоже довольно-таки часто меняют телефоны. Я вижу их, в среднем, раз в два-три месяца и почти при каждой встрече у них новые мобильники. Они показывают свою состоятельность? А, быть может, просто хотят сказать, какие они «крутые», модные или гламурные? Сложно найти ответы на эти вопросы.
 
По информации Cellular News, европейцы меняют телефоны в среднем раз в полтора - два года. В то же время, по данным российских дилеров, жители нашей страны покупают новые или дополнительные телефоны не реже раза в год.

Маркетологи объясняют такое поведение стремлением угнаться за модой. По их мнению, очень часто телефон покупают исключительно из-за нарастающей функциональности, а не из-за насущной потребности в связи.

Ниже представлены данные о частоте смены мобильного телефона [информация компании «Евросеть»].

Данные о частоте смены мобильного телефона [информация компании «Евросеть»].

Из диаграммы видно, что в сравнении с 2006 годом, в 2007 количество людей, меняющих телефон раз в полгода, увеличилось на 6,5 процентов. Незначительно поменялось количество людей, меняющих свой мобильник раз в год и раз в два года. А количество  людей, которые совсем не меняют телефон, сократилось на 6,9  процентов.

«Насыщение рынка сотового ритейла и повышение покупательской способности - одни из главных причин увеличения уровня реплейсмента телефонов среди клиентов салонов «Евросеть». Если говорить о ситуации в целом по России, то компания «Евросеть» реализовала через собственную розничную сеть в первом квартале 2007 года 3,1 млн. сотовых телефонов, что на 35% больше количества продаж сотовых телефонов компанией в 1 квартале 2006 года», - рассказывает Евгения Деева, PR-менеджер уральского филиала компании «Евросеть».

Для иностранцев телефон - не роскошь, а средство связи. Для нас, кажется, все наоборот. У нас мобильник - некий признак элитарности. Если у тебя трубка дороже 15 тыс. рублей, ты клевый парень или девчонка, а если у тебя какой-то простачок за 2 тысячи, гуляй в другом месте. Где логика? Где здравый смысл?

Почему люди с небольшим достатком, школьники, студенты стремятся купить сотовый как можно дороже? Что же движет такими людьми как мой знакомый Антон?

Как оказалось, причину столь частой смены мобильников стоит искать не столько в новомодных тенденциях, за которыми не угонишься, сколько в сложном механизме поведения человека. Так считает практикующий психолог Анна Жукова.

Как оказалось, причину столь частой смены мобильников стоит искать не столько в новомодных тенденциях, за которыми не угонишься, сколько в сложном механизме поведения человека.- Анна, так почему мы меняем телефоны, которые могут еще работать и работать? Это какая-то зависимость?

- Ну, для этого могут быть объективные причины. У некоторых людей частота смены телефонов зависит как от частоты изменений моды, так и от собственного настроения. Как правило, частая смена мобильных телефонов говорит о заниженной самооценке индивида. В неуверенной в себе личности всегда говорит стремление соответствовать ценностям общества, желание казаться успешным в глазах других.

- Что же движет такими людьми?

- Подверженным частой смене телефонов кажется, что без эксклюзивных и навороченных аксессуаров им будет сложней влиться в ту или иную малую группу, завоевать авторитет среди приятелей и друзей, познакомиться с человеком противоположного пола. Поэтому они привлекают внимание тем же сотовым телефоном или подобными предметами. Тем самым, они доказывают сами себе свою значимость.

И действительно, среди тех, кто часто меняет телефон, преобладают молодые люди, которые хотят самоутвердиться в обществе. Приобретая самую популярную Nokia или глянцевую Motorola, неуверенный в себе человек заодно приобретает возможность почувствовать себя комфортно. Теперь, никто не подумает, что он «лох» с дешевым телефоном.

Успешные люди не задумываются о том, какой у них телефон, что он умеет делать и как выглядит. Для них главное, чтобы он звонил и, может быть, позволял работать с электронной почтой и интернетом.