Четыре крупных торговых сети отказались от закупок смартфонов и планшетов Samsung. Причиной такого поворота дел стали невыгодные условия продажи устройств корейской компании. Ритейлеры не хотят продавать товар «в минус».
Как пишет газета «Ведомости», «Евросеть» (принадлежит «Мегафону» и «Билайну»), «Связной», розница «Мегафона» и «Билайна» прекратили закупку смартфонов и планшетов компании Samsung. Причём сделано это было ещё в третьей декаде июня.
Официальной причиной приостановления закупок по существующим контрактам, по словам Александра Малиса, президента «Евросети», стало существенное падение качества продукции Samsung.
«Брак встречается всегда и всюду, но в среднем по рынку приемлемый уровень - менее 1%, а у Samsung по отдельным партиям уровень брака превышает 7%», - рассказал Александр Малис.
При этом отмечается, что проблемы с устройствами Samsung в основном возникают из-за ошибок в программном обеспечении. В сервис-центрах «Евросети» их исправляют, но преимущественно за свои деньги, что и не устраивает ретейлера. В дополнение к этому Samsung, в отличие от других компаний, отказывается компенсировать покупателям ущерб. Поэтому фактически затраты по возврату денежных средств ложатся на непосредственных продавцов. Представители сети утверждают, что возвраты гаджетов Samsung по причине брака участились в последние несколько месяцев.
На вопрос корреспондента «Будь мобильным» о том, какие именно модели смартфонов стали поставляться с браком, Александр Малис ответил, что все. «Это касается не только флагманских аппаратов и новых моделей. Это касается всей линейки компании. Мы же не можем продавать две-три модели Samsung. Нам нужен полный ассортимент», - отметил он.
На вопрос о том, почему о бракованных аппаратах стали публично говорить только сейчас, президент «Евросети» заявил, что «ранее все вопросы решались конструктивно, а сейчас Samsung не идёт на покрытие расходов по сервисному ремонту». При этом «Евросеть» собирается отстаивать свою точку зрения и готова идти в суд. Соответствующая работа уже начата, поясняют в компании.
В начале июня «Евросеть», не сумев договориться с Samsung о компенсации расходов, понесённых за сервисное обслуживание и ремонт смартфонов, направила официальную претензию. Условия процедуры урегулирования предполагают встречное предложение от российского представительства южнокорейской компании в течение 60 дней, однако пока оно не последовало.
Что касается других игроков рынка, то в «Вымпелкоме» (бренд «Билайн») и «Связном» поддерживают позицию «Евросети» относительно роста доли устройств с заводским браком. Татьяна Зверева из «Мегафона» заявила о том, что в данный момент с Samsung возникли некие разногласия, и покупки не возобновятся до их урегулирования.
Представители «М.Видео», Mediamarkt и «Эльдорадо» заявили, что не планируют отказываться от продаж смартфонов и планшетов Samsung, процент заводского брака в их торговых сетях за последнее время не менялся и находится в пределах 1-2%.
Пиар-менеджер Samsung в России Яна Рожкова высказала уверенность в высоком качестве планшетов и смартфонов компании. По её словам, доля брака в действительности не превышает 1%, что зачастую в разы меньше показателей конкурентов.
«Samsung инвестирует значительные ресурсы в исследования и разработки для того, чтобы гарантировать покупателям лучшие продукты на рынке. Именно благодаря высоким стандартам качества компания стала мировым лидером на рынке мобильных устройств, возглавляя рейтинги любимых брендов. Компоненты Samsung используются другими производителями, которые уверены, что с их помощью смогут гарантировать высокое качество смартфонов. При этом наша цель остается неизменной: предлагать российским потребителям самую лучшую продукцию», - заявили в российском офисе Samsung.
Эксперты рынка считают, что отказ от продаж смартфонов и планшетов Samsung в четырёх торговых сетях России вызван не ростом брака, а недостаточной доходностью продаж, связанной с агрессивной ценовой политикой МТС.
Дело в том, что с мая 2015 года розничная сеть МТС начала продавать мобильники и планшеты Samsung с минимальной или нулевой наценкой. Устройства этой марки за два месяца в рознице подешевели на 20%. При этом закупочные цены остались на прежнем уровне. Аналогичное падение цен наблюдалось на аппараты Microsoft (Nokia), Alcatel, Huawei.
МТС существенно снизила цены на устройства в расчете на то, что купившие их пользователи принесут больше дохода за счет роста мобильного трафика. Компания отказалась от краткосрочных заработков на продаже оборудования ради постоянного заработка на мобильном интернете, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Стоимость девайсов снижена до закупочных, по ряду моделей снижение достигло 30%, отмечает Солодовников. «Долгосрочная цель - наращивать интернет-выручку сотового бизнеса материнской МТС опережающими рынок темпами. Поэтому мы стимулируем абонентов приобретать смартфоны, ведь именно такие абоненты потребляют больше мобильного трафика и за счет них растет средний месячный счет», - говорит представитель МТС.
Настолько такая стратегия оправданна, неизвестно. МТС не раскрывает итогов реализации своей программы. Однако сейчас ряд моделей розница оператора продает «в ноль» или даже «в минус» от цены закупки, говорит директор по закупкам мобильной техники сети «Эльдорадо» Юрий Бадер-Баер.
Резкое снижение цен автоматически затрагивает всех игроков и переформатирует рынок для всех без исключения, утверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Вслед за МТС вынуждены менять цифры на ценниках и остальные игроки рынка, например, «Евросеть», «Связной» и другие.
Для замещения ассортимента Samsung в «Евросети» возобновили сотрудничество с Sony. В начале июля 2015 года в салонах ритейлера появился полный модельный ряд смартфонов и планшетов Xperia. Стоит отметить, что главным нареканием со стороны «Евросети» в адрес Sony в течение долгих лет был именно массовый заводской брак, который доходил до 10% от общего объема продукции. «Сейчас у нас нет претензий к продукции Sony. Качество нас полностью устраивает, - заявил Александр Малис.
Прекращение закупок Samsung играет на руку и другому вендору – Lenovo. «Евросеть», «Связной», розница «Мегафона» и «Билайна» увеличивают количество и ассортимент смартфонов этого бренда.
В Lenovo подтверждают этот тренд. Запас товара на складах компании составляет около двух недель, говорит представитель Lenovo в России Марат Ракаев. «Все наши смартфоны разбирают «с колес». Однако уже в самое ближайшее время на российский рынок дойдут дополнительные партии товара, и мы удовлетворим возросший спрос», - отметил он. Ракаев отметил, что рост спроса на мобильные устройства стал для компании «приятным сюрпризом».
Для замещения продукции Samsung ритейлеры помимо Sony и Lenovo расширяют закупки смартфонов и планшетов LG, Fly и других брендов.
Что интересно, в кулуарах представители ритейлеров надеются на скорое возобновление сотрудничества с Samsung. Это произойдёт, как только МТС прекратит продавать смартфоны и планшеты корейского бренда «в минус».