«Ростелеком» после двухлетнего перерыва возвращается на рынок мобильной связи – теперь в формате виртуального оператора. С 7 ноября sim-карту «Ростелкома» можно оформить в любом офисе продаж компании на Урале и в Пермском крае. Предполагается, что мобильная связь позволит универсальному оператору повысить лояльность существующей абонентской базы, расширить присутствие на корпоративном рынке, а также запустить конвергентные сервисы интернета вещей, «умного дома» и индустриального интернета.
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», гласит изречение древнегреческого философа Гераклита. Однако к «Ростелекому» это утверждение, похоже, не относится. Компания продолжает входить в одну и ту же реку во второй, третий и даже четвёртый раз. Запуск услуг мобильной связи под брендом «Ростелекома» тому яркое подтверждение.
До 2005 года компания (тогда это были региональные операторы «Южно-уральский сотовый телефон», «Уралсвязьинформ», «Ермак RMS», «Тюменьруском») уже строила и эксплуатировала мобильные сети на Урале. В 2005 году все сотовые активы объединили под единым брендом Utel. В 2012 году бренд Utel был заменён на федеральный «Ростелеком». Ну, а в 2014 году госкомпания передала все свои мобильные активы в совместное предприятие (СП) с оператором Tele2. Этот шаг должен был повысить эффективность ведения бизнеса.
Создание СП освободило «Ростелеком» от значительной инвестиционной нагрузки, необходимой для развития мобильного бизнеса. Благодаря этому компания сконцентрировалась на развитии высокоскоростного интернета по оптическим технологиям. В свою очередь, Tele2, получив мобильные активы и лицензионную базу «Ростелекома», в короткие сроки развернула строительство и модернизацию сети для внедрения 3G, 4G, а также существенно увеличила географию и количество регионов предоставления услуг.
Два последних года «Ростелеком» фокусировался исключительно на рынке фиксированной связи, а Tele2 – на мобильном.
Однако изменения на телекоммуникационном рынке и бурное развитие технологий интернета-вещей заставили менеджмент «Ростелекома» вернуться к мобильной связи. Правда, в этот раз компания не стала запускать сети самостоятельно. Была использована экономически оправданная модель виртуального оператора (MVNO). Партнёром проекта, как и ожидалось, стало совместное предприятие на базе Tele2, 45% акций которого находится в собственности у «Ростелекома».
Что такое MVNO?
Виртуальный оператор сотовой связи (mobile virtual network operator) - компания, использующая существующую инфраструктуру другого оператора, но продающая услуги под собственным брендом.
Модель полного MVNO подразумевает, что виртуальный оператор использует только радиочасть партнера (частоты, базовые станции и сети их соединяющие). За все остальное отвечает сам виртуальный оператор: лицензии, собственный ресурс нумерации, коммутация, биллинг, SMS-центр и центр обслуживания абонентов. Таким образом, при модели полного MVNO оператор может предложить собственный мобильный продукт. «Ростелеком» пошёл по такому пути.
Компания использует существующую инфраструктуру Tele2, но обладает собственными лицензиями на оказание услуг мобильной связи, собственным номерным ресурсом, собственным центром коммутации, биллинга и центром обслуживания клиентов, который, к слову, располагается в Челябинской области.
Тарифы «Ростелекома» на мобильную связь
С точки зрения ценообразования предложения «Ростелекома» на услуги мобильной связи практически полностью копируют тарифы Tele2. Абонентам доступно четыре пакетных тарифа «Супер симка» с разным набором услуг: S, M, L, XL (полные копии тарифов Tele2 «Чёрный», «Очень черный», «Сверхчёрный», «Мегачёрный»). Помимо этого, действует тариф без абонентской платы «Супер симка Free» с единой ценой на все направления домашнего региона, а также тариф для модемов и планшетов. Есть дополнительные опции «Простоинтернет» с разными пакетами мобильного трафика: S, M и L.
Выход «Ростелекома» на рынок мобильной связи в первую очередь может быть интересен существующим абонентам компании. Дело в том, что пользователи мобильной связи «Ростелеком» могут совершенно бесплатно общаться с абонентами домашних телефонов своего региона. В рамках акции все звонки между стационарными и мобильными телефонами «Ростелекома» бесплатны. При приобретении sim-карты также предоставляется разовая 50% скидка на абонентскую плату за услуги домашней телефонии. Таким образом госкомпания стремится минимизировать отток клиентов проводных телефонов.
Кроме того, пользователи мобильной связи «Ростелеком» будут включены в бонусную программу, которая позволит получать скидки, например, на абонентскую плату за домашний телефон, интерактивное ТВ, покупку фильмов в медиатеке и т.п. Все скидки обещают в самое ближайшее время добавить в личный кабинет на корпоративном сайте «Ростелекома», а также в мобильное приложение.
В ближайшем будущем клиенты «Ростелекома» смогут объединить лицевой счет за услуги проводной телефонии, интернета и интерактивного телевидения с мобильным счётом. Более того, представители оператора пообещали запустить единый счёт, объединяющий 4 услуги связи на целую семью с возможностью планирования и квотирования мобильного интернета, пакетов минут и SMS, покупки фильмов, подключения «Родительского контроля». Такая интеграция позволит запустить «семейные тарифы», а также общие пакеты интернета для самых разных устройств, комбинированный пакет на домашний и мобильный интернет.
Для того чтобы стать обладателем сим-карты «Ростелекома» нужно пользоваться хотя бы одной из основных услуг компании – домашний телефон, «Домашний интернет» или «Интерактивное ТВ». Оформить её можно в любом центре продаж и обслуживания «Ростелекома» или заказав на сайте оператора.
SIM-карта «Ростелекома» подходит для любых абонентских устройств (смартфонов, планшетов, мобильных телефонов), так как выпускается сразу в трех форм-факторах: нано, мини и стандарт.
Помимо клиентов-физических лиц мобильная связь «Ростелекома» доступна и для корпоративных клиентов. Разработаны специальные тарифные предложения для малого, среднего и крупного бизнеса.
В компании не отрицают, что фактически возвращаются к схемам работы двух-трехгодичной давности. При подключении пакетов услуг, например, доступа в интернет и мобильной связи, действует гибкая система скидок. Также «Ростелеком» предлагает удобное облачное решение «Управление мобильными устройствами» – это сервис для безопасного удаленного использования корпоративных информационных систем и ресурсов на мобильных устройствах сотрудников.
Комплексные услуги связи: теперь и мобильные сервисы
В «Ростелекоме» надеются, что компания сможет стать для клиентов единым поставщиком услуг связи, предлагая услуги фиксированной телефонии, интернета, интерактивного ТВ и мобильной связи.
«Запуская услуги мобильной связи под брендом «Ростелеком», мы предлагаем нашим абонентам взять привычные домашние услуги связи и контент с собой. Теперь они будут доступны в любом месте, где есть мобильная связь. Например, на смартфоне можно смотреть тот же набор телеканалов, что и дома. Наша компания объединит в одну сеть домашние и мобильные телефоны, а внутрисетевые звонки всегда самые выгодные. В дальнейшем мы планируем развивать семейные тарифные предложения, например, предоставлять комплексный пакет на услуги домашнего и мобильного интернета. Услуги «Ростелекома» по самым привлекательным тарифам теперь всегда рядом с нашими абонентами, не только дома, но и за его пределами», – отмечает Антон Колпаков, вице-президент – директор макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком».
Помимо этого, в «Ростелекоме» делают ставку на различные мобильные приложения, которые помогают сделать пользование и управление услугами связи максимально комфортными и простыми. Например, приложение «Интерактивное ТВ» с помощью сервиса «Мультискрин» позволяет на экране смартфона или планшета смотреть тот же контент, что и на телевизоре дома. Приложение «Мой Ростелеком» – это мобильный личный кабинет, в котором просто управлять услугами и опциями, пополнять счет, участвовать в бонусной программе и так далее. Также есть популярное мобильное приложение «Госуслуги», поддержкой которого занимается «Ростелеком». В скором времени будет представлено мобильное приложение IP-телефонии «Аллё» (аналог Skype), который будет иметь привязку к нумерации фиксированной телефонии и поможет по выгодным тарифам осуществлять междугородные звонки.
Запуск MVNO также упростит для «Ростелекома» предоставление услуг для интернета вещей, «умного дома» и промышленного интернета. Дело в том, что большая часть инновационных гаджетов взаимодействует друг с другом посредством sim-карт и мобильной связи. С учётом того что госкомпания активно инвестирует в отрасль интернета-вещей, облачных технологий и промышленного интернета, запуск сервисов мобильной связи выглядит закономерным. Потенциальным клиентам теперь не нужно будет заключать несколько договоров с разными операторами.
Резюме
Для того чтобы упорядочить всю информацию о появлении «нового» «старого» оператора сотовой связи на Урале, мы сформулировали несколько тезисов.
1. Если вы не являетесь клиентом «Ростелекома» и не собираетесь им стать, запуск мобильной связи от этого оператора вам не будет интересен. Представленные тарифы идентичны тарифам Tele2.
2. Если вы являетесь клиентом «Ростелекома» или собираетесь им стать, переход на мобильную связь от «Ростелекома» может представлять интерес. Во-первых, вы получите бесплатные звонки на городские телефоны и с городских телефонов на мобильные. Во-вторых, вы можете получать скидку 50% на абонентскую плату за домашний телефон, если вы им пользуетесь. В-третьих, мобильная связь попадает в бонусную программу «Ростелекома». Накопленные баллы можно расходовать на услуги связи, покупку цифрового контента, фильмов и т.п.
3. Управлять мобильной связью «Ростелеком» можно из личного кабинета оператора и мобильного приложения (не нужно обновлять).
4. Для перехода на мобильную связь «Ростелеком» можно использовать услугу сохранения номера. Для непосредственного перехода нужно написать заявление и заплатить 100 рублей за факт переноса номера.
5. Корпоративные клиенты «Ростелекома» вновь имеют возможность получать все услуги связи от одного оператора по специальным ценам. Это в свою очередь упрощает документооборот и повышает уровень клиентского обслуживания.
6. Клиенты «Ростелекома» могут рассчитывать на появления комплексных услуг интернета вещей, «умного дома» и сервисов для автоматизации производственных процессор с использованием промышленного интернета.
Стоит отметить, что интеграционные процессы объединения или бонусирования разных услуг связи характерны для многих телеком компаний.
К примеру, абоненты оператора МТС, могут получать скидки на абонентскую плату услуг проводного интернета и ТВ. Абоненты «МегаФона» и провайдера «Дом.ru» могут получать перекрестные скидки на абонентскую плату. У «Билайна» можно пользоваться единым пакетным предложением на мобильную связь, проводной интернет и интерактивное ТВ. Клиенты премиальных тарифов «Интерсвязи» могут бесплатно пользоваться 4G интернетом с помощью специальных сим-карт (технологическим партнером выступает «МегаФон»).
Таким образом, новое предложение «Ростелекома» является вполне предсказуемым и оправданным шагом для формирования лояльной абонентской базы на перспективу.