Государственный ЦНИИС разрабатывает портал контроля качества ИКТ-услуг. На нем пользователи смогут оставлять отзывы о своих мобильных- и интернет-операторах, а также оценивать качество госуслуг. Частью портала станет приложение Intest, являющееся аналогом Speetest.
Государственный Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС) сообщил о создании Центра контроля качества ИКТ-услуг (ЦКК). Планируется, что в основу центра будет положен принцип краудсорсинга. На специальном веб-портале абоненты смогут оставлять информацию о качестве работы своих операторов.
Сейчас контролем качества таких услуг занимается Роскомнадзор. Но это ведомство действует только в рамках нормативно-правовых актов, а они не описывают все возможные параметры качества. В случае же превышения полномочий ведомство рискует получить претензии Генпрокуратуры, говорит директор ЦНИИС по развитию ИТ Олег Скоков. Также Роскомнадзор осуществляет выборочные проверки работы операторов связи.
Со своей стороны, ЦНИИС разработал методики оценки качества услуг связи. В соответствие с ними абоненты смогут на портале ЦКК выставлять оценки операторам и участвовать в опросах на эту тему. На основе собранных результатов, а также данных проверок Роскомнадзора и различной статистической информации будут формироваться публичные рейтинги операторов связи.
Выводы будут оперативно направляться в Минкомсвязи и Роскомнадзор. В случае деградации сервисов Роскомнадзор сможет проводить соответствующие проверки, говорит Скоков. Также проверки могут быть инициированы в отношении операторов-аутсайдеров рейтинга.
На создаваемом портале будет оцениваться работа операторов сотовой и фиксированной телефонной связи, мобильного и проводного доступа в интернет, IP-телефонии и видеоконференций. В ЦНИСС добавляют, что традиционные телефонные операторы сейчас переходят на технологию пакетной коммутации голоса IMS, в связи с чем необходимо повышенное внимание к качеству их услуг. Также планируется проверять сферы, за качеством работы которых пока, как говорят в институте, никто не следит: электронные госуслуги, службы оповещения о ЧП и др.
Среди параметров, которые планируется измерять: скорость передачи данных, задержка при передаче пакетов, потери и искажения пакетов, среднее время подключения услуги, ответа абонентской службы и устранения инцидентов. Для госуслуг будет учитываться степень готовности госведомств к электронному взаимодействию и оптимальность использования ими каналов связи.
Напомним, ЦНИИС также ведет реестр переведенных к другим операторам сотовых номеров. Статистику о смене сотовых операторов с сохранением номера тоже можно будет подключить к составлению рейтинга, говорит Скоков.
Для измерения скорости доступа в интернет ЦНИИС разрабатывает отдельное приложение Intest. Оно работает через веб-браузер, а также может устанавливаться на мобильные устройства. По сути Intest является аналогом Speedtest, разработанного финской Ookla. «Но Speetest работает по неизвестным алгоритмам и использует неизвестные серверы, его результаты юридически ничтожны, и, например, МТС, начав в прошлом году сотрудничать с данным сервисом, впустую потратили деньги», - считает Скоков.
Методика же Intest будет прозрачна, а в ее основе лежат алгоритмы, проходящие сейчас патентование. В частности, предполагается для измерения скорости передачи данных передавать случайные пакеты с бессмысленным содержанием, что позволит избежать их сжатия операторами. Для работы Intest ЦНИИС готов разместить десятки серверов по всей территории России.
Сумму затрат на ЦКК в ЦНИИС не раскрывают. Сейчас институт ищет инвесторов среди операторов связи. Для последних создание ЦКК выгодно, так как оно позволит избежать ужесточения административных регламентов и перейти к саморегулированию, полагают в ЦНИИС.
// Взято с http://www.cnews.ru/top/2014/02/14/rossiyskiy_nii_....