Сотовая телефония в России переживает настоящий бум. По темпам роста рынка связи наша страна занимает 9-е место в мире, а через три года, по прогнозам экспертов, она войдет в пятерку лидеров. Операторы «большой тройки» надеются совершить новый прыжок, когда в январе будущего года планируется выставить на конкурс лицензии на услуги связи третьего поколения – 3G. В отличие от сетей GSM технологии 3G позволяют предложить потребителям абсолютно новые услуги, такие как видеозвонки, игры, мобильное телевидение и др. Как подсказывает опыт Японии и европейских стран, именно за счет развития данной технологии будет обеспечиваться рост мобильной связи в ближайшие годы. Однако до сих пор неясно, как будет происходить выдача лицензий 3G, пишет Независимая газета.
Сейчас на согласовании у министерств и ведомств находится проект постановления правительства об утверждении «Правил проведения торгов на получение лицензий на оказание услуг связи на территории с ограниченными ресурсами сети связи общего пользования и с использованием радиочастотного спектра». В них покрывается практически весь спектр вопросов, касающихся торгов по выдаче лицензий 3G, Wi-Fi, распределения ресурсов по частотному спектру, номерной емкости и т.д.
Этот документ, по мнению как аналитиков, так и участников рынка, оставляет много белых пятен и является очень взяткоемким, что делает его неприемлемым для применения на практике.
Наибольшие сомнения вызывает форма проведения торгов за лицензии. Правила предусматривают проведение торгов в виде аукциона или конкурса. Аукцион – открытая и прозрачная процедура – победителем признается участник, публично предложивший наибольшую цену за лот. Конкурс – намного сложнее и запутаннее. Во-первых, в проекте документа для участия в торгах заявитель должен представить 10 документов, в том числе план и экономическое обоснование сети – последнее может служить субъективным фактором при даче оценки и поставить заявителей в неравные условия. Также формальным основанием для отказа в приеме заявки является отсутствие у заявителя «хорошей репутации в отрасли связи». Возникает вопрос: а как организаторы будут это определять? Если действовать в соответствии с проектом документа, то аукцион нельзя проводить, если ресурс радиочастот для мобильной связи или, например, Wi-Fi не является совершенно «чистым» (то есть этими частотами никто сегодня не пользуется). Но, по утверждениям специалистов в сфере мобильной связи, «чистых» частот в российской практике сотовой связи нет вообще. Поэтому, если проект будет утвержден, с прозрачными аукционами, очевидно, можно будет попрощаться. Соответственно бюджет Российской Федерации недосчитается сотен миллионов долларов.
Поскольку проект правил de facto исключает проведение аукционов, на конкурсные торги будут выставлены разные по своему качеству частоты. Условия для участников одинаковы, а кому эти частоты достанутся – решит организатор конкурса, то есть Федеральное агентство связи, уже после торгов. Разница в инвестициях для улучшения частотных характеристик для лицензиата может достигать миллиардов рублей. И, наконец, если порядок проведения торгов будет по каким то причинам опротестован в суде, выданную лицензию отозвать будет нельзя – правила этого не предусматривают!
Сложно поверить, что действиями разработчиков этого, пока «сырого» документа руководит банальная безграмотность. Дело здесь явно в другом, отмечает издание.
В конце сентября, как утверждает специализированное электронное издание CNews, без каких-либо конкурсных торгов Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение выдать компаниям «Московская сотовая связь» и «Дельта Телеком», входящим в холдинг «Скай Линк», часть радиочастот в диапазоне 1900–2200 ГГц, предназначенных для сетей 3G. Возможно, что отсутствие торгов за «золотые» частоты, высвобожденные военными в двух столицах, которые попали в распоряжение второстепенного сотового оператора, объясняется странным недоразумением.
То же издание также утверждает: преференции были оказаны оператору, чья схема построения сети связи 3G противоречит взятым Россией международным обязательствам поддерживать стандарт UMTS для развития третьего поколения, поскольку он строит федеральную сеть в «азиатском» стандарте CDMA. По заявлениям специалистов, через год компания, получившая частоты, должна будет отчитываться перед ГКРЧ о проделанной работе и результатах, после чего будет приниматься решение о возможности проведения конкурса на выдачу этих частот. Но ведь согласно проекту правил лишить оператора лицензии будет очень сложно.
И, наконец, любопытная деталь. В то же время, когда соответствующее ведомство одной «рукой» практически подарило счастливчику частоты для 3G, другая «рука» этого же ведомства пытается потребовать от Министерства обороны России плату за частоты, используемые для нужд военного ведомства.
// Взято с http://blotter.ru/news/article04AEF/default.asp.