По итогам 2023 года поставки ноутбуков от отечественных и китайских брендов существенно выросли. При этом импорт компьютерной техники вендоров, поддержавших санкции в отношении российского рынка, упал почти в 1,5 раза. Участники рынка отмечают отсутствие какого-либо дефицита лэптопов. Средняя цена ноутбуков по итогам года немного снизилась.
В GS Group со ссылкой на данные таможенной статистики рассказали, что всего в 2023 году в Россию было ввезено 2 млн ноутбуков, что на 41% меньше по сравнению с прошлым годом. Доля поставок устройств через механизм параллельного импорта сократилась в полтора раза, до 33% от общего объёма ввоза. При этом в 2022 году на параллельный импорт приходилось 53% от всех ввезённых в страну лэптопов.
Схожая ситуация наблюдается и на рынке планшетов. Доля их поставок в рамках параллельного импорта упала с 27 до 15%. Всего в Россию в прошлом году ввезли 1,3 млн планшетов, что на 26% меньше год к году.
«Можно сказать, что свои позиции в России потеряли почти все официально ушедшие из страны производители потребительской электроники, за исключением Apple», — отметили представители GS Group.
В GS Group считают сокращение доли электроники, поставленной в Россию в рамках параллельного импорта, следствием официального выхода на отечественный рынок в 2023 году ряда китайских вендоров электроники. Кроме того, в минувшем году начались массовые поставки техники от российских производителей, которые вышли и в потребительский сегмент.
Участники рынка также заявляют о снижении среднего чека покупок примерно на 5,2% год к году. Так, если средняя цена проданного в 2022 году ноутбука составляла примерно 63 238 рублей, то в 2023 году она снизилась до 59 954 рублей.
Многие потребители сосредоточились на покупке более доступных моделей. Также на спросе сказался отказ от поставок в Россию продуктов транснациональных брендов, а они, как правило, стояли значительно дороже «китайцев» и отечественных компьютеров.
По данным Fplus, по итогам января-сентября 2023 года лидером по числу проданных в России ноутбуков стала тайваньская MSI - 404,8 тыс. лэптопов (доля рынка 18,4%). На втором месте китайская Huawei - 314,6 тыс. (доля рынка 14,3%). Третью позицию заняла ASUS - 288,2 тыс. (доля 13,1%). В пятёрку также вошли Lenovo - 169,4 тыс. (7,7%) и Acer - 138,6 тыс. (6,3%).
Если оценить выручку поставщиков от продажи ноутбуков в России за 9 месяцев текущего года, то лидером здесь также является MSI - 18,5 млрд рублей (21,2% от всего объёма). Huawei заняла второе место - 18 млрд рублей или 18,5% от общей доли продаж ноутбуков. На третьем месте ASUS - 18 млрд рублей (доля 18,1%). Американская Apple заняла четвертую строчку 16,5 млрд рублей (12,5%). Пятёрку замыкает Lenovo - 8,6 млрд рублей (6,5%).
По статистике «М.Видео-Эльдорадо», в 2023 году доля китайских брендов в штучных продажах в России превысила 40%. Лидером по штучным продажам стал бренд MSI, что соответствует приведенной статистике Fplus.
В diHouse отмечают, что один из прошлых лидеров – НР - стремительно теряет долю. По данным компании, некоторые новые бренды, в частности, Maibenben, показывают взрывной рост продаж. В четвёртом квартале текущего года эта торговая марка попала в топ-5 крупнейших поставщиков лэптопов. Положительная динамика также есть у HONOR, Infinix, Thunderbot.
Значительный рост спроса торговые сети фиксировали на ноутбуки российских поставщиков, таких как Digma, Irbis, F+. По некоторым торговым маркам наблюдалось увеличение продаж на 20%.
По мнению гендиректора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, с развитием отечественных брендов и продолжающимся расширением присутствия на российском рынок китайских вендоров доля параллельного импорта может сократиться ещё на несколько процентных пунктов до конца 2024 года.