По предварительным оценкам крупнейших торговых сетей, продажи смартфонов в России в 2019 году могут составить порядка 30 миллионов единиц на сумму около 495 млрд рублей. Это на 1,5% больше в штучном выражении и на 7% - в деньгах, чем в 2018 году. Восьмой год подряд самым популярным брендом у россиян остаётся Samsung. При этом усиливается влияние китайских игроков, занявших 50% рынка в количественном выражении.
Группа «М.Видео-Эльдорадо» подвела итоги развития российского рынка смартфонов в 2019 году. По её оценкам, объём российского рынка смартфонов в 2019 году составил порядка 495 миллиардов рублей, прибавив 7% к прошлому году. Как говорят специалисты ритейлера, результаты 2029 года оказались в два раза больше, чем в докризисном 2014 году.
Продажи смартфонов в сети «М.Видео-Эльдорадо» в 2019 выросли на 19% в штуках и 17% в деньгах. Укреплению позиций способствовали расширение ассортимента в магазинах «Эльдорадо», выгодные ценовые предложения, предзаказы на ключевые новинки и формат m_mobile «М.Видео». В 2019 году количество магазинов группы превысило тысячу, а число салонов m_mobile выросло до 19.
Лидером в штучных продажах c долей около 30% стал Samsung. Однако в совокупности Huawei и Honor заняли треть рынка. В денежном выражении первое место удерживает компания Apple.
Срок замены смартфонов увеличивается до 2-2,5 лет, что способствует популярности более функциональных и производительных моделей стоимостью в диапазоне 10-20 тыс. рублей (этот сегмент прибавил за год 10% в штуках и 25% в деньгах), а также флагманов от 50 тыс. рублей (+25% и +30% соответственно). Как результат, за год средняя цена смартфона на российском рынке увеличилась на 1 000 рублей и составила 16 500 рублей.
«Смартфон ежедневно выполняет роль кошелька, камеры, средства связи, рабочего инструмента, даже пульта от чайника или системы умный дом. К выбору такого важного помощника пользователи подходят все более рационально и приобретают с перспективой на ближайшие 2-3 года, до появления новых значимых инноваций. Чтобы клиент принял взвешенное решение, мы открываем в магазинах «М.Видео» и «Эльдорадо» зоны с открытой выкладкой, где можно протестировать актуальные смартфоны и аксессуары», — отмечает руководитель департамента «Мобильная техника» в Группе «М.Видео-Эльдорадо» Владимир Чайка.
Рынок смартфонов продолжает сосредотачиваться вокруг пяти ведущих брендов - Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei. На лидеров приходится 82% проданных смартфонов и 92% от денежного объёма рынка.
В 2019 году конкуренцию пятерке лидеров составили преимущественно китайские и российские бренды с долей 0,7-1,7%, занявшие ещё 10% рынка в штуках: BQ-mobile, Vertex, ZTE, Nokia, INOI, Asus, Prestigio, Vivo и Oppo. Увеличивается влияние китайских брендов. Наиболее популярные и вызывающие доверие у покупателей Huawei, Honor и Xiaomi заняли около 43% рынка, ещё 7% приходится примерно на 15 брендов категории B и C. Два года назад компании продавали только каждый пятый смартфон, а в 2018 году – 40% рынка в штуках пришлось на китайских производителей.
В условиях качественно спроса сохраняется тренд на увеличение диагонали (от 6 дюймов) и рабочей поверхности экрана (от 99% площади передней панели), а также расширение возможностей (RAM от 128 ГБ, камера от 16 Мпикс, биометрия, NFC и др.).
Другие тренды рынка смартфонов за 2019 год:
- Среди технических характеристик вырос спрос на смартфоны с оперативной памятью более 128 Гб (рост в 2,5 раза), увеличилась доля моделей с основной камерой от 16 Мпикс, а также тремя и четырьмя модулями. В натуральном выражении доля устройств со стандартом связи 4G достигла 93%, две SIM-карты поддерживают 90% девайсов, 70% (+10 п.п.) смартфонов имеют возможность биометрической аутентификации.
- Доля смартфонов с диагональю от 5 дюймов превысила 75% рынка, а моделей до 4 дюймов снизилась до 1%. Все ключевые смартфоны 2019 года были оснащены экраном от 6 дюймов, также появились первые устройства более 7 дюймов.
- В дизайне усиливается тренд на безрамочность, для увеличения площади экрана производители убирают сканер отпечатка пальца на заднюю панель, все реже используются вырезы в верхней части экрана, а фронтальная камера становится выдвижной. Расширяется ассортимент смартфонов, у которых экран занимает более 99% площади лицевой панели.
- Самой необычной новинкой года стал смартфон с гибким безрамочным экраном Samsung Galaxy Fold.
В рейтинге самых продаваемых смартфонов лидером стал Samsung Galaxy A50, поступивший в продажу в марте 2019 года. В топ-5 штучных продаж вошли ещё два смартфона Samsung – Galaxy A10 и Galaxy J2 Core, а также две модели от Honor – 7A и 10 Lite. В денежном объеме лидером также стал Samsung Galaxy A50. В пятерку лидеров также вошли флагманские смартфоны прошлых лет от Apple.