Что такое бизнес? Бизнес, прежде всего, деятельность, приносящая доход. Бизнес – источник обогащения. Любая коммерческая организация стремится к увеличению объемов прибыли, поэтому на первый план выходят финансовые показатели. А для стабильного роста этих показателей, компания должна развиваться, адаптироваться к изменяющимся внешним воздействиям рынка. Именно поэтому, многие акулы мобильного ритейла в 2007 году планируют изменить стратегию своего бизнеса. И все, конечно же, в угоду прибыли.

По данным Mobile Research Group, в прошлом году в нашей стране было продано на 4,2 млн. меньше телефонов, чем в 2005. Для кого-то это может показаться каплей в море, но эта не совсем приятная тенденция уже реальность.

Кроме того, в январе уже этого года абонентские базы двух крупнейших компаний-операторов сотовой связи ОАО «Вымпелком» [Билайн™] и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» [МТС] впервые уменьшились. По данным исследовательской компании AC&M-Consulting, МТС с начала года потеряла 18 тыс. абонентов, Билайн, в свою очередь, 420 тыс. клиентов. Эти цифры не должны никого пугать, необходимость в коррекции абонентских баз напрашивалась уже давно. Операторы банально улучшают свою рентабельность.

По данным того же исследования, в 2005 году российские сотовые операторы подключили 51,6 млн. новых абонентов, а в 2006 всего 25,9 млн. Поскольку число абонентов, которые впервые подключаются к какому-либо оператору, резко снизилось, дилеры стараются зарабатывать свои комиссионные благодаря миграции абонентов. Но это все равно нельзя сравнить с доходами от новых подключений.

Представители компаний, дают свои прогнозы по рынку продаж в 2007 году.

«В этом году в основе стратегии развития компании будет лежать переход на интенсивное развитие. При этом в течение первого и второго кварталов мы намерены сочетать два пути развития - наращивать свое присутствие в малоосвоенных регионах и укреплять позиций «DИКСИС» в тех городах и областях РФ, где мы уже присутствуем, а также повышать качество существующей сети, - отмечает Надежда Винникова, пресс-секретарь группы компаний «DИКСИС». - Однако основной упор будет все-таки делаться на повышение эффективности магазинов».

 

«В ближайшем будущем мы предвидим некоторую стагнацию. Рост рынка в оборотах в следующем году составит около 7%, и, примерно, таково же будет падение в количестве проданных устройств. В дальнейшем рынок будет уверенно расти в среднем на 10-20% ежегодно. Ожидаем всплеска интереса к новым технологиям, таким как WiMax, например, - считает Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной». - Что касается стоимости мобильных телефонов, то следует ожидать увеличения доли дорогих телефонов – аппаратов с ценой в диапазоне $150-200 и выше. Связано это будет, в основном, с увеличением благосостояния населения, а также с развитием схем потребительского кредитования».

 

Факторы насыщения рынка услуг сотовой связи и снижения темпов продаж мобильных телефонов заставляют дилеров всерьез задуматься о собственном благополучии и дальнейшем существовании. Некоторые из игроков сотового ритейла уже сейчас занимаются разработкой новой стратегии, либо полной сменой политики продвижения ассортимента мобильных и цифровых товаров.

Первыми, кто ощутимо диверсифицировал свой бизнес, стала группа компаний «DИКСИС». Еще в 2004 году, магазины «DИКСИС» из салонов сотовой связи превратились в центры цифровой техники. В таких центрах стало можно купить не только мобильное устройство, но и КПК, фотоаппарат, MP3-плеер, ноутбук, комплект спутникового телевидения и многое другое. Смена стратегии и рестайлинг помогли компании занять достойное место, несмотря на сильнейшую конкуренцию. «DИКСИС» и сейчас не забывает о развитии и внедрении новых услуг. «Мы планируем запустить целую линейку услуг, некоторые из них — уже в первом квартале следующего года. Это будут совместные сервисы с банками и некоторыми независимыми операторами услуг, - поясняет г-жа Винникова. - Изучив опыт конкурентов и проанализировав отдачу от некоторых сервисов, мы сделали три вывода. Во-первых, они на сегодняшний день не могут являться источником заработка, сравнимого с нашим основным бизнесом. Во-вторых, дополнительные сервисы — это скорее инструмент дифференциации от других сетей. И, в-третьих, все действия должны быть, прежде всего, дополнительным трафикогенератором в наши магазины и на Интернет-сайт».

 

В конце 2006 года компания «Евросеть» - лидер сотового ритейла России в лице президента, Элдара Разроева объявила о том, что компания больше не намерена наращивать свое присутствие в России и даже готова сократить часть салонов с низкой рентабельностью. Это совсем не похоже на то, чем занималась «Евросеть» с момента своего образования. Но все становиться на свои места, если взглянуть на экономическую и правовую подоплеку новых заявлений руководства торгового гиганта. По оценке Mobile Research Group, "Евросеть" контролирует 42% всех российских сотовых салонов. Это означает, что ритейлеру не хватает совсем немного, для того, чтобы подпасть под действие антимонопольного законодательства. Нужны ли компании проблемы с «органами»?

Не стоит забывать, что у «Евросети» огромное количество торговых точек. Иногда, их бывает настолько много, что они начинают конкурировать сами с собой. Обратите внимание на салоны в районе Алого Поля в Челябинске: «Евросеть» в супермаркете «Алое Поле»; «Евросеть» в павильоне, рядом с Педагогическим университетом; «Евросеть» рядом с остановкой транспорта. Целых ТРИ магазина в одном месте. О рентабельности каждого по отдельности салона говорить не приходится.

В начале февраля этого года об изменении в политике продвижения ассортимента и развития торговой сети заявили в «Цифрограде». Смена стратегии получила название «репозиционирование».

«Позиционирование бренда – это тот образ, который компания хочет закрепить в сознании потребителей. Если раньше мы делали акцент на то, что в «Цифрограде» всегда можно найти что-то интересное, то теперь найдена ниша, которую можно заполнить как эмоционально, так и рационально, - рассуждает Татьяна Москалева, PR-директор группы компаний «Цифроград». - В связи с нашей ориентацией на лидерство в области реплейсмента - замены трубок, наше послание покупателям стало предельно простым: идите в «Цифроград – центры мобильных перемен», «вперед, за Новым!». Основа наших взаимоотношений с покупателем – «Процесс покупки должен быть приятнее самой покупки». Мы не продаем телефоны - мы строим взаимоотношения».

Немаловажным элементом в «Цифрограде» считают «внешний вид» магазинов. «Стандартные вывески должны выделяться на фоне конкурентов и быть большими, яркими и с  динамичными элементами. Внутри магазины также будут немного отличаться. Будут введены новые стандарты освещенности, специальное звуковое оформление. В ряде салонов, порядка 20%-30% от общего числа, будет присутствовать открытая выкладка с подключенными фокусными моделями телефонов», - рассказывает г-жа Москалева.

О развитии и об улучшении качества обслуживания задумываются и в «Связном». «Мы будем расширять спектр услуг, которыми человек может воспользоваться в нашей сети. Эти услуги будут касаться области телекоммуникаций или приема платежей. Кроме того, мы постоянно корректируем ассортимент, вводим различную цифровую технику, уделяем большое внимание он-лайн торговле», - подчеркивает Елена Ноготкова.

О диверсификации своей деятельности думают и остальные игроки. Правда, мало кто из них имеет четкую стратегию. Для тех, кто все еще думает, выбор невелик: во-первых, расширить ассортимент предлагаемой техники, во-вторых, начать более активно сотрудничать с интернет-провайдерами, кабельными и спутниковыми телевизионными сетями, в-третьих, перейти в разряд виртуальных операторов. Правда в этом вопросе есть сложности, поскольку данная область четко не регламентируется законодательством.

Продажа в салонах сотовой связи цифровой техники - самый очевидный путь. В отличие от почти насытившегося сотового рынка, продажи цифровой техники в России ежегодно удваиваются [по оценке IDC]. Так, по словам Татьяны Москалевой «Цифроград» планирует корректировку ассортимента предлагаемых товаров в сторону среднего и высшего ценовых сегментов. Компания будет расширять долю наиболее прибыльных и перспективных категорий товаров. При этом особый акцент будет сделан на расширенный ассортимент портативной электроники».

Не остается в стороне и «Евросеть». «Мы боремся за качество обслуживания покупателей. В этом году основной упор мы будем делать на расширение спектра услуг. Мы уже начали продажу авиабилетов авиакомпании «Уральские авиалинии» в точках «Евросети». В прошлом году начали продажу ноутбуков и видеокамер, - говорит Олег Пустовалов, управляющий Челябинским субфилиалом Уральского филиала компании «Евросеть». - Результаты оказались обнадеживающими, и мы намерены развивать это направление. Сейчас мы предлагаем очень хороший выбор коммуникаторов».

Многие торговые сети возлагают на приход сетей третьего поколения [3G] большие надежды. Для распространения 3G и повышения ARPU операторам нужна опора. Такой опорой служат мобильные телефоны с поддержкой стандарта UMTS. Поэтому операторы связи заинтересованы в распространении устройств нового поколения. А в месте с этим главными источниками реализации новых моделей являются торговые сети.

Судя по всему, в ближайшие годы продавцы мобильных телефонов будут много экспериментировать и пользоваться схемами ведения бизнеса тех компаний, которые преуспели на «мобильном» рынке. Оптимизация бизнеса и повышение эффективности сети - это вполне ожидаемая тенденция, характерная для рынка в стадии насыщения. В какой-то момент, когда в количественном выражении сеть выросла до ожидаемых масштабов, руководство компании приходит к выводу, что в дальнейшем развиваться можно только по интенсивному пути, повышая рентабельность бизнеса и оптимизируя доходы. И самое главное, что в настоящий момент происходит переход от количества к качеству, от экстенсивного к интенсивному.