Интернет-магазины нынче не редкость. По последним данным, на их долю приходится порядка 2-3% от всех розничных продаж в России. Люди охотно покупают в Сети мобильную, компьютерную и фототехнику, одежду, обувь, косметику и еду. Интернет торговля имеет неоспоримые плюсы и для покупателей и для магазинов. Однако при покупках в интернет-магазинах необходимо учитывать специфические особенности и нюансы, с которыми вы можете столкнуться, совершая покупки через интернет.

Популярность интернет-магазинов у населения нашей страны растёт не по дням, а по часам. Этому способствует высокое проникновение Интернета, а также большое количество торговых площадок не только в России, но и за ее пределами.

Вместе с этим региональные управления Роспотребнадзора на Урале фиксируют значительный рост жалоб на работу интернет-магазинов. В основном это касается вопросов мошенничества, купонов и скидок, доставки, а также возврата купленных товаров. По данным Роспотребнадзора, за 9 месяцев 2012 года с жалобами на интернет-ритейлеров обратились 30 человек в Челябинске, 56 человек в Екатеринбурге и 37 – в Перми. Это на четверть больше, чем годом ранее. Об этом корреспонденту стало известно на пресс-конференции, организованной «АиФ-Челябинск».

- При заказе через Интернет потребитель не может посмотреть товар вживую, потрогать его, попробовать, как он работает. И часто бывает, что доставленная вещь сильно отличается от той, которую покупатель увидел на сайте, так как она или уже была в употреблении, или с дефектами. А поставщик отказывается забирать товар обратно. Тогда люди обращаются к нам, – рассказывает Татьяна Пашевина, ведущий специалист-эксперт отделения защиты прав потребителей челябинского Роспотребнадзора.

По этой причине эксперты дают ряд рекомендаций.

Как покупать в интернет-магазине?

Если вы собрались покупать что-то большое и дорогое, с выбором в интернет-магазине возникнут сложности. Понятно, что холодильник или плиту хочется придирчиво рассмотреть в магазине, а не у себя дома и после оплаты. Только вживую можно оценить, не скрипят ли ручки, насколько хороша сборка, и вообще, как это чудо техники впишется по стилю и дизайну в ваш дом.

Решений может быть два: для очень богатых и для экономных. В обоих случаях ваш путь лежит в ближайший гипермаркет бытовой техники. Богатые находят там подходящую модель. Потом расплачиваются и ждут доставки.

Интернет-торговля.

Экономные точно так же выбирают, но вместо кошелька достают из сумки записную книжку и записывают туда название приглянувшейся модели.

Такая схема полностью оправдывает себя по отношению к мобильной, компьютерной, бытовой технике, а также к одежде и обуви известных брендов, которые имеют интернет-магазины (есть возможность померить одежду и обувь в магазине, а заказать ее через Интернет).

Где дешевле?

В 90% случаев ы интернет-магазинах дешевле, чем в рознице. Можно вспомнить про содержание огромных торговых площадей бутиков, магазинов, гипермаркетов, штата консультантов, оплату электричества, коммунальных услуг и т.п. Можно сравнить цены самостоятельно.

В результате внимательного поиска через интернет одну и ту же вещь можно купить в интернет-магазине на 10–30% дешевле, чем в обычном. Это выльется в приличную сумму особенно, если речь идет о покупке на десятки тысяч рублей.

Есть ли разница?

Все продавцы дают на товар гарантию. Соответственно, два планшета, фотоаппарата или телевизора, купленных в разных местах, будут обслуживаться в одном сервисном центре на одних условиях. Срок гарантии зависит не от продавца, а от производителя.

При покупке через интернет вас ожидает один приятный сюрприз. Покупатель может отказаться от заказанного через интернет товара, как до его доставки, так и в течение семи дней после. И поставщик обязан будет вернуть деньги, кроме расходов по транспортировке. Это право прописано в Законе о правах потребителя. Смотрите сами:

Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара (введена Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ).

4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Главное — сохранить упаковку товара. С обычным магазином этот фокус не пройдет: сдать назад можно только поломавшуюся технику, и то после длительного общения с сервисным центром.

Закон не для всех?

Однако на своем личном примере я знаю, что большинство интернет-магазинов просто игнорирует наше право на возврат качественного, но технически сложного товара. Несколько месяцев назад, покупая фотоаппарат, я обратился с вопросов в некоторое количество интернет-магазинов: «Можно ли вернуть фотоаппарат, если он мне не подойдет, в течение 7 дней?», я получил целый ряд ответов. Начиная от откровенного хамства («Вы что, его с закрытыми глазами будете покупать?»), и заканчивая внешне вежливыми ссылками на статьи закона о «Защите прав потребителей», не имеющие никакого отношения к интернет-продажам.

Купить в Интернете можно все, что угодно.

На интернет-форумах продавцов вроде «Осторожно, потребитель», предприниматели чаще всего оправдывают свое поведение тем, что если они будут принимать технику назад, то потребители превратят их магазины в «бесплатный прокат».

Да, конечно, единичные случаи такого рода возможны, но рядовой российский покупатель, как правило, решается на возврат лишь в самом крайнем случае. Тем более что в России, в отличие от Европы и США (где в течение 30 дней вернуть можно практически любую вещь), продавцы приложили все усилия, чтобы сделать эту процедуру крайне неприятной. А потому, делая такие обобщения про «бесплатный прокат», наши предприниматели, скорее всего, ориентируются на самих себя – ведь в данном случае именно они вводят в заблуждение своих клиентов и не соблюдают закон. А если они ведут себя нечестно, то и другие, по их логике, тоже должны вести себя нечестно. Отсюда и это изначальное недоверие к покупателям.

Есть и такие случаи, которые никак не регламентированы действующим законодательством.

- В настоящее время у нас идет разбирательство по одному делу. Потребитель зашел на сайт интернет-магазина. Увидел дорогой мобильный телефон, который продавался по спеццене за 106 рублей. Оформил покупку. Ему пришло уведомление на электронную почту с просьбой оплаты. После оформления сделки покупатель не дождался своего товара. Ему перезвонили сотрудники магазина и сказали, что на сайте произошел технический сбой и попросили заплатить совершенно иную сумму,  – рассказывает Вячеслав Курилин, руководитель челябинской общественной организации по защите прав потребителей «Советник». – В скором времени мы ожидаем решения суда по этому поводу и рассчитываем на положительный вердикт.

Отдельных слов заслуживают мошеннические сайты, которые на самом деле обманывают доверчивых людей. Магазин может торговать чем угодно и требует 100% предоплаты, но товара заказчик в итоге, так и не получает. При выяснении обстоятельств обнаруживается, что на сайте нет ни адреса, ни другой контактной информации или эта информация недостоверная. Поэтому, покупая что-либо через интернет, защитники прав потребителей рекомендуют обращать внимание на такие показатели, как наименование интернет-продавца, его срок работы, местонахождение и отзывы покупателей.

- Покупая что-то в Интернете нужно обязательно найти на сайте информацию о магазине, постараться ее проверить. Кроме того, нужно обратить внимание на способ и систему оплаты заказа и условия его возврата. Если эти данные отсутствуют, то, по всей видимости, вы имеете дело с мошенниками, - отмечает Татьяна Пашевина.

 

Эксперты настоятельно рекомендуют покупателям не бояться обращаться в Ростпотребнадзор и общественные организации.

- Есть постановление № 17 Верховного суда России, по которому в случае нарушения виновная организация может выплатить почти двойную неустойку, а также судебные издержки. Что, естественно, невыгодно, поэтому добросовестных интернет-магазинов становится больше, – говорит председатель правления Челябинского регионального общества защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» Руслан Закиров.