20 декабря 2017 года тысячи торговых точек и магазинов по всей России столкнулись с крупнейшим в истории сбоем системы онлайн-касс. Часть из них была вынуждена закрыться, а другая – работала с бумажными чеками, написанными от руки. Среди пострадавших федеральные и региональные АЗС, продуктовые магазины у дома, супермаркеты, ритейлеры бытовой техники и электроники.
В общей сложности сбой затронул 9% рынка торговли в России, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли, а ориентировочный ущерб превысил 10 млрд рублей (оборот, который не поступил на счета ритейлеров).
Суть проблемы
Российский сектор торговли столкнулся с не имеющими аналогов в новейшей истории сбоем системы онлайн-касс. С самого утра 20 декабря фискальные регистраторы для касс «Штрих-М» перестали работать на территории всей России. Первыми с проблемой столкнулись жители Владивостока. Далее ситуация распространилась по стране по мере начала рабочего дня, затронув Хабаровск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Омск, Челябинск, Екатеринбург и другие крупные города. Поскольку без нормальной работы фискального накопителя невозможна печать товарного чека, торговля через пострадавшие кассы была приостановлена.
Стоит отметить, что фискальный накопитель – это чип, установленный в кассовом аппарате и подключенный к интернету. На него записываются данные о чеках. С июля 2017 года использование такого чипа является обязательным условием для всех торговых компаний. По закону любая касса в России должна отправлять данные о каждой продаже в Федеральную налоговую службу (ФНС). Техническую возможность отправлять данные онлайн и обеспечивает фискальный накопитель.
Ещё на этапе внедрение новой системы часть представителей бизнеса и эксперты отмечали монополизацию рынка фискальных накопителей. Чуть ли не единственным производителем оборудования с необходимыми чипами стала компания «Штрих-М» и связанные с ней фирмы «РР-Электро», «Тринити» и «НТЦ «Измеритель».
Сбой 20 декабря затронул как накопители самой «Штрих-М», так и устройства, произведенные связанными с ней структурами «РР-Электро», «Тринити» и «НТЦ «Измеритель». По данным оператора фискальных данных OFD.RU, сбой в работе онлайн-касс произошел по причине некорректной работы оборудования «Штрих-М». Как оказалось, онлайн-кассы перестали работать из-за неправильной конвертации времени из одного формата в другой при обновлении. Это ошибка программистов «Штрих-М».
В список пострадавших торговых сетей вошли АЗС «Газпромнефть», «Лукойл» и «Роснефть», а также точки дочерних сетей «Роснефти» «Башнефть-Розница», «Туланефтепродукт» и «РН-Востокнефтепродукт». Неполадки также затронули федеральную сеть магазинов «Магнит», «Пятёрочка» и московскую сеть «Магнолия» и новосибирскую сеть супермаркетов «Ярче!». Помимо этого, в числе пострадавших оказались аптеки «Ригла», сети магазинов «Мария-Ра», «Аникс», «Автоштрих», «Эльдорадо» и другие.
Решение проблемы
В середине дня, представители компании «Штрих-М» признали ошибку и разместили на своём официальном сайте новую версию прошивки, которая призвана устранить неисправность. По данным, изложенными в официальном сообщении, у «Штрих-М» 2,5 тыс. сервисных центров и 20 тыс. инженеров. Как сообщает производитель, основными проявлениями сбоя являются длительное ожидание печати и многократные перезагрузки кассового аппарата. Компания обнародовала инструкцию по обновлению прошивки.
Навстречу ритейлерам пошли и в Налоговой службе. Ведомство разрешило магазинам осуществлять продажи в отсутствие чеков, включая продажи алкогольной продукции. «После того, как работа кассы будет восстановлена, кассир должен будет сформировать так называемый чек коррекции, где будет указана общая стоимость товаров, проданных без чеков во время сбоя», - говорится в сообщении ФНС.
«Мы очень благодарны ФНС за такую оперативную работу. Ретейл практически не успел понести потерь, максимум 10 миллиардов рублей - оборот, который не поступил в кассы и 2,5 млрд рублей — недополученная прибыль ритейлеров в этот день. Это очень маленькая сумма на фоне оборотов ретейла в России на уровне 34 триллионов рублей. Это очень мало, это те деньги, которые покупатели не успели внести в восточной части России», — отметил глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров.
При этом в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупнейших ретейлеров, работающих на российском рынке, сообщили, что устранение последствий сбоя всё ещё продолжается и говорить о конкретной сумме убытков пока некорректно.
«Последствия этой ошибки затронули только часть магазинов некоторых крупных торговых сетей. Ведётся работа по возобновлению корректной работы», — сказал пресс-секретарь АКОРТ Роман Черниговцев.
Замглавы Федеральной налоговой службы Даниил Егоров заявил, что «владельцы онлайн-касс, у которых произошел сбой, не будут привлекаться к административной ответственности за расчеты без контрольно-кассовой техники, так как их вина отсутствует».