Умные телевизоры Haier, Huawei, TCL и ряда других китайских брендов для российского рынка в течение 2025 года станут поставляться с предустановленный оболочкой «Яндекс ТВ» (YaOS). ТВ-панели получат поддержку голосового помощника «Алиса», а также интеграцию с умным домом «Яндекса».

Российские разработчики ПО для смарт ТВ ведут переговоры с рядом китайских производителей о предустановке своего софта на поставляемые в Россию телевизоры. Так, «Яндекс» уже договорился с Haier, Huawei, TCL об использовании своей операционной системы YaOS на ряде моделей 2025 года. Таким образом российская компания старается прийти к глобальной цели – обойти по популярности прошивки с Google TV и Android TV.
Продвижением своей оболочки для смарт ТВ занимается и «Сбер». Соответствующее подразделение компании также ведёт переговоры о предустановке своей платформы «Салют-ТВ» на телевизоры для отечественного рынка.
По мнению экспертов, переход иностранных поставщиков ТВ-панелей с зарубежного на российское ПО положительным образом скажется на заработках отечественных компаний. Они смогут монетизировать работу над своими платформами за счёт отчислений с реализации телевизоров, за счёт продажи подписок, внутренних сервисов и целевой рекламы. Важным фактором является также наличие русскоязычного голосового помощника с искусственным интеллектом.
В настоящее время самой популярной ОС для ТВ в России является Android TV (включая Google TV). По оценкам крупнейших ритейлеров, на эту платформу приходится 50% рынка. На втором месте «Яндекс ТВ» с долей 30%, на третьем – «Салют ТВ» с долей 20%. Во многом такое положение на рынке связано с автоматической предустановкой ОС от Google на половине всех ввозимых в Россию устройств. Российские компании стараются переломить этот тренд.
Согласно статистике ритейлеров за 10 месяцев текущего года, на Haier, Huawei и TCL приходилось примерно 40% продаж смарт ТВ в России. При этом доля отечественных производителей была скромной: 5,2% у «Сбера» и 1% у «Яндекса».