Вот как бывает. У тебя самая что ни на есть экстренная ситуация. Нужно срочно позвонить коллеге, друзьям или родным. В противном случае тебя ожидают негативные последствия. А на лицевом счете $0,0075, а может быть и 0 или того хуже -$0,15. Звонок в такой ситуации невозможен или равносилен шагу в долговую пропасть.

Допустим, Вы абонент, который обслуживается системой так называемого «холодного» биллинга. В таком случае у Вас есть небольшой запас времени до приостановления обслуживания. Но как быть абонентам on-line [«горячего»] биллинга или тем, кто уже находится в блокировке?

Для клиентов, находящихся в такой ситуации, некоторые операторы мобильной связи вводят специальные возможности. Они позволяют принимать входящие звонки и SMS-сообщения.

В Билайне для абонентов с балансом, равным нолю, или же вообще с отрицательным балансом предусмотрено несколько вариантов для общения. Во-первых, это опция «Живой ноль». Она позволяет абонентам всех тарифов компании даже при нулевом балансе ответить на входящий звонок, принять SMS, воспользоваться определителем номера, позвонить в службу поддержки Билайн [справочная служба]. Как заявляют представители оператора, «Живой ноль» - это гарантия, что ваш телефон не замолчит в самый неподходящий момент. Данная опция доступна клиентам в автоматическом режиме.

Интересна услуга «Позвони мне» . Суть ее заключается в том, что любой абонент Билайн самостоятельно может сообщить своему другу [тоже Билайн] о том, что он очень ждет его звонка. Для этого нужно набрать специальную USSD-команду. Нужный человек в этом случае, тут же получит SMS такого содержания: «Абонент просит вас перезвонить ему». Все бы хорошо, но действует весьма престранное ограничение. USSD-запрос можно отправлять не чаще десяти раз в сутки.

Кроме того, используя услугу «Пополни мой счет» , можно попросить сотового абонента компании через USSD-запрос пополнить ваш лицевой счет. При этом адресат получит от вас SMS с призывом пополнить счет.

 

Но и это еще не все. Билайн позволяет совершать «Мобильный перевод». Это означает, что клиент Билайн может переводить деньги со своего собственного счета на счет любого другого абонента Билайн. Эта услуга также входит в основной пакет, ее не нужно подключать или настраивать, и она абсолютно бесплатна.

- «Живой ноль», «Позвони мне», «Пополни мой счет» и «Мобильный перевод» очень удобны для наших абонентов. Даже при нулевом балансе они доступны! В этом случае у компании появляется все больше довольных, радостных и удовлетворенных клиентов.  Отношение абонентов к подобным услугам весьма положительно, так как для них это комфортное общение, - отмечает пресс-секретарь челябинского филиала ОАО «Вымпелком» Яна Тараданова.

Но «Вымпелком» не единственная компания, которая позволят общаться своим клиентам при отрицательном балансе. TELE2-Челябинск также преуспели в этом направлении.

«Возможность пользоваться бесплатными сервисами при отсутствии средств на лицевом счете наша компания внедрила в июле 2005 года. Тогда были возможны входящие вызовы при «нуле» только с мобильных TELE2. А с июля 2006 года абонентам при «нуле» стали доступны все входящие звонки, а также любые входящие SMS-сообщения», - поясняет Людмила Деревяшкина, начальник отдела маркетинга и рекламы TELE2-Челябинск.

При этом данная опция доступна на всех тарифах TELE2. Основной целью введения таких принципов в компании видят в повышении лояльности к оператору со стороны абонентов. И действительно, в таких случаях, клиенты всегда могут быть на связи, пусть и ограниченной.

А вот в Уралсязьинформе [торговая марка Utel] к проблеме полной блокировки абонента подходят с несколько иной стороны.
Любой абонент контрактных тарифных планов запросто может воспользоваться услугой «Обещанный платеж».

- Этой услугой может воспользоваться лояльный, платежеспособный абонент. Суть услуги - мы даем деньги в долг, не взимая никаких процентов за пользование. То есть абонент вводит с помощью «обещанного платежа» виртуальные деньги и обещает, что он в течение 5-ти дней вернет всю сумму «обещанного платежа» или даже более. Этот абонент постоянно приносит нам доход, поэтому зачем его выключать? Кроме того, обещанные, виртуальные деньги, абонент может потратить как свои куда угодно, на любые сервисы, так как считается, что они у него уже есть на счете, - рассказал Сергей Хохлов, заместитель начальника отдела маркетинга челябинского отделения МРФСС ОАО «Уралсвязьинформ».

Но это еще не все. Utel предоставляет уникальную возможность для своих абонентов - участие в программе «Ступеньки доверия». Эта программа позволяет увеличить размер «Обещанного платежа» с 600 до 1500 рублей. Срок его оплаты также изменяется с 5 дней до 30, кроме того, снижается минимальная сумма на счете абонента, при которой возможно пользование услугами связи до минус 300 рублей. Это означает, что клиента отключат только при задолженности более 300 рублей .

 

«Обещанным платежом» и «Ступеньками доверия» возможности для клиентов Utel не ограничиваются. Как правило, абонент компании при нулевом и отрицательном балансе не может совершать исходящие вызовы [исключение: абоненты, участвующие в «Ступени доверия», и корпоративные абоненты, обслуживающиеся кредитным методом), поскольку он не сможет за них заплатить не пополнив лицевой счет. Но он может принимать ВСЕ входящие звонки и SMS, находясь на территории действия домашней сети - в Челябинской и Курганской областях. Эта услуга называется «Говорящий ноль» . Для абонентов предоплаченных тарифных планов [Радуга] эта услуга действует и за пределами домашней сети, на всей территории действия Utel.

- Так сложилось, что впервые на российском рынке вывела эту услугу именно наша компания, то есть бывший «ЮУСТ», 3 года назад. Это заработало и работает на тарифных планах ГРИН. Толчком послужила идея оптимизации доходов и предоставления сервиса уровнем не ниже европейских стандартов, - пояснил г-н Хохлов .

По словам представителей Utel, услуги и возможности «Говорящий ноль», «Обещанный платеж», «Ступеньки доверия»  крайне популярны и востребованы.

- Аналоги «Говорящего нуля» и «Мобильного перевода» есть и в МТС. «Сейчас наши абоненты при нулевом балансе могут принимать входящие вызовы , отправлять SMS сообщения с текстом «перезвони», узнать баланс счета, совершать экстренные вызовы на номера, а также при необходимости может узнать свой номер, - поделилась Татьяна Омельченко, ведущий специалист отдела маркетинговых коммуникаций челябинского филиала ОАО «МТС» .

А со 2 октября в рамках функционирования услуги «Настоящий друг» абонент МТС имеет возможность через сотовый телефон формировать распоряжения об оказании за его счет услуг связи третьим лицам. Эта услуга доступна для абонентов, подключенных к тарифам как с предоплатной [семейство «Джинс», Первый, RED, Областной] формой расчетов, так и с кредитной [Эксклюзив, Бизнес без границ].

- Все эти услуги предоставляются для повышения лояльности абонентов к компании, а, следовательно, достигается цель увеличения абонентской базы не только за счет привлечения потенциальных абонентов, но и за счет удержания существующих, - считает г-жа Омельченко .

Одним из тех, кто пока в должном объеме не реализовал возможности по приему входящих звонков и SMS, остается МегаФон–Урал. Но представители компании заверяют, что введения таких опций не за горами.

- Введение подобной услуги в новых рыночных условиях действительно становится выгодным для принимающего оператора, так как не получая денег с абонента, он компенсирует это за счет межоператорских расчетов. МегаФон также рассматривает возможность введения такой услуги, но окончательное решение будет принято после детального анализа произошедших изменений на рынке услуг сотовой связи. Мы стремимся обеспечить абонентам максимальный комфорт использования услуг связи, - заверяет коммерческий директор сети «МегаФон-Урал» Андрей Ибрагимов.

В данный момент при снижении баланса ниже определенной суммы абоненты МегаФона получают предупреждающее SMS-сообщение. При этом клиенты могут звонить в справочную службу оператора, вызвать экстренные службы, а также уточнять, количество средств на счете с помощью USSD-запроса. А вот абоненты корпоративных тарифных планов МегаФон-Урал имеют возможность пользоваться кредитным методом оплаты . Это позволяет сотрудникам организации всегда быть на связи, не волнуясь за наличие средств на своем счете.

Увы, но единственным оператором, который не дал никаких комментариев нашему изданию по теме отказался SkyLink.

В целом же для оператора сотовой связи «говорящий» или «живой ноль» - вполне логичный шаг: раз уж «все входящие бесплатны», то с какой стати оператор блокирует телефон с нулевым балансом? Это же и так бесплатно!.. Оператора можно понять. Раньше заблокированный абонент не приносил прибыль. Сейчас же, плату за звонки других абонентов на «обнуленный» номер никто не отменял, плату за интерконнект при звонках из других сетей – тоже. Так что достойная финансовая компенсация за возможность клиента принимать входящие звонки  сотовику обеспечена.