В правительстве рассматривают возможность введения регистрации пользователей на Едином портале государственных услуг в автоматическом режиме на основе данных цифрового профиля гражданина. Предполагается, что это ускорит перевод многих услуг в онлайн-формат. В этом случае человеку не нужно будет идти в МФЦ с перечнем документов, как это происходит сейчас.
В рамках подготовки проекта платформы «Цифрового профиля гражданина» обсуждается вариант автоматической регистрации учётных записей на портале госуслуг при первичном обращении граждан в государственные органы, пишет газета «Ведомости». Целью такого нововведения является увеличение доли зарегистрированных на «Госуслугах» пользователей до 85% к 2024 году.
Разработкой проекта «Цифровой профиль гражданина» занимается рабочая группа «Национальная инновационная система», которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
В паспорте проекта по созданию цифрового профиля россиян также говорится о планах перезапустить Единую биометрическую систему (ЕБС). В документе сказано, что «Ростелеком» в качестве концессионера вложит 6,6 млрд рублей до 2030 года в сбор биометрических слепков (лицо и голос) порядка 50 млн российских граждан.
В настоящее время на «Госуслугах» зарегистрировано 75 млн человек, что является половиной от всего населения страны.
Для создания учетной записи гражданин должен зарегистрироваться самостоятельно на портале госуслуг, указав паспортные данные, СНИЛС, номер мобильного телефона, адрес электронной почты и пройти идентификацию в мобильном приложении или лично в МФЦ. Если предлагаемые изменения вступят в силу, профили россиян на портале начнут создавать при регистрации рождения или, например, при получении паспорта.
Стоит отметить, что в третьем квартале 2021 году должен состояться запуск новой версии портала госуслуг. Сейчас он работает в тестовом режиме. В числе ключевых моментов новой платформы – новая архитектура и выделенные дата-центры для обработки поступающих заявлений от пользователей. Кроме того, изменён пользовательский интерфейс и формат взаимодействия с людьми. Теперь многие вещи можно делать в прямом диалоге с порталом. Пользователям не нужно читать инструкции и регламенты.
В правительстве отметили, что за 2020 год количество обращений на портал госуслуг выросло почти в два раза. При этом выяснилось, что действующий ресурс не имеет достаточного запаса прочности на случай пиковых нагрузок.