2002 год для МегаФона на Урале стал годом выхода на рынок, 2003 – годом становления, 2004 – укрепления позиций, 2005 и 2006 – позволили поднять качество услуг и сервиса на достойный уровень. Чего стоит ожидать абонентам компании в ближайшее время? Обо всем этом и другом мы поговорили с Сергеем Солдатенковым, генеральным директором ОАО «МегаФон».
- Каковы итоги работы «МегаФон-Урал» за пять лет в рамках всей России? Что есть уральский регион для компании в целом?
- Могу с уверенностью сказать, что Урал – это ключевой регион для нашей компании. Когда мы привлекали инвестиции для строительства сети МегаФон на Урале, аналитики, финансовые специалисты и инвесторы говорили, что «на рынок Урала не стоит идти». И действительно, расчеты показывали, что в регионе проживает мало потенциальных абонентов и услуги сотовой связи мало интересны. Но после нелегких переговоров было принято решение о выходе компании на Урал. С того времени прошло шесть лет, и мы видим, что было принято правильное решение. «МегаФон-Урал» занимает достойное место, а по некоторым параметрам: новые услуги и инновационные сервисы - опережает многие филиалы.
- В каких регионах в первую очередь начнется строительство сетей третьего поколения? Какие регионы Урала есть среди них?
- Не хочу быть голословным, пока не знаю, когда и в каких регионах начнется строительство. У нас есть лицензии, в них есть требования, которые мы должны выполнять. В требованиях не указываются конкретные регионы, указывается их число 16.
Развертывание сети третьего поколения зависит от множества факторов, главным из которых является частотный ресурс. Наличие свободного частотного ресурса будет ускорять внедрение новых услуг и сервисов. Кроме того, на введение в эксплуатацию услуг на базе 3G влияют потребности абонентов и наличие терминалов, поддерживающих технологию. Для нас важно, чтобы инвестиции окупились. Сеть третьего поколения – дорогое удовольствие и нужно понимать, доходы от абонентов в России в четыре раза меньше, чем на Западе, а опыт внедрения сетей 3G на Западе не самый оптимистичный. Но в любом случае мы выполним требования лицензий, и к концу 2008 года в некоторых регионах сеть третьего поколения начнет функционировать.
- Сергей Владимирович, какая технология будет выбрана для реализации сети 3G-3,5G: UMTS или сразу HSDPA?
- По международной классификации UMTS относят к третьему поколению, а HSDPA к 3,5G. По сути это сходные технологии и подобно GPRS и EDGE UMTS и в большей степени HSDPA обеспечивают высокие скорости передачи данных. Поэтому наиболее рациональным мы считаем внедрение самых новых и перспективных технологий, обеспечивающих высокие скорости передачи данных.
- Какие сложности возникают у компании на пути к строительству сети нового поколения? Как решаются вопросы расчистки частот для сетей 3-3,5G?
- Я уже говорил, что одной из основных сложностей, является наличие свободной частотной емкости. Первые GSM-сети в нашей стране были запущены в 1994 году. Прошло 13 лет. До сих пор в России продолжается процесс высвобождения частот. Мы понимаем, что с 3G произойдет что-то подобное. В настоящее время мы начали работу по изучению частотной обстановки во многих регионах России. По итогам анализа мы определим те города, в которых уже имеются свободные частоты и объем работ, который нам предстоит.
- Сколько средств будет потрачено на внедрение услуг связи нового поколения? Не будет ли финансирование строительства 3G идти в ущерб развитию сети, ведь в некоторых регионах территория покрытия очень мала?
- Хороший вопрос. На момент принятия решения о развертывании сети 3G компания «МегаФон» работала во всех регионах Российской Федерации. Услуги сотовой связи доступны во всех 86 регионах. Вот если бы строительство сети 3G началось хотя бы год назад, то мы бы действительно наблюдали некий ущерб покрытию по России, поскольку финансовые потоки были бы направлены именно на 3G. Все мы понимаем, что для увеличения доходов компания должна развиваться и внедрять новые технологии и услуги. В нынешней ситуации никакого ущерба не будет, поскольку существующие сети обеспечивают надежное покрытие.
- В июне распространилась информация о возможной продаже сотовых активов компании «Связьинвест». Как в «МегаФоне» относятся к предложениям о покупке активов сотовых компаний?
- Наша компания, наверное, единственная из «большой тройки» всегда занималась органическим ростом. Мы всегда развивали сеть с нуля в России. Этот опыт мы считаем очень ценным и полезным.
Но это не означает, что мы не рассматриваем возможность приобретения сотовых активов других компаний. Например, мы были готовы купить активы региональных компаний в Якутии по рыночной стоимости, но наши конкуренты предложили более высокую цену, которая нам показалась сильно завышенной. В итоге мы посчитали, что строительство новой сети обойдется дешевле покупки существующего оператора. В целом же, мы готовы рассматривать предложения о покупке по разумной цене. Другое дело, что таких предложений нет, несмотря на то, что ходят слухи о продаже активов «Связьинвеста», оператора «СМАРТС» и даже «TELE2». Могу заметить, что для нас покупка региональных компаний не так актуальна, поскольку мы присутствуем во всех регионах России.
- Весной компания «Сумма Телеком» заявила о том, что она намерена стать четвертым федеральным оператором. В июле «Сумма Телеком» получила пакет GSM-лицензий. Что Вы можете сказать по этому поводу, возможно ли такое?
- Могу сказать, что это невозможно, особенно, учитывая сильную конкуренцию и насыщение рынка. В настоящее время во многих регионах присутствуют четыре или пять операторов, которые работают достаточно давно, они узнаваемы. Мне кажется, что еще один новый игрок в лице «Суммы Телеком», который бы стал «четвертым федеральным» невозможен.
- Какова нынешняя тарифная политика оператора и будет ли она изменяться?
- За пять лет работы оператора сотовой связи «МегаФон-Урал» абонентам компании было предложено более 30 тарифных планов. Со временем каждый тариф себя изживает, и мы предлагаем новые. Главный наш принцип – сделать тарифы инновационными и прозрачными, понятными для абонента.
В 2002 году были созданы региональные тарифы, сейчас мы перешли к федеральным. Мы стремимся к тому, чтобы каждый абонент подобрал себе подходящий тариф и смог по необходимости изменить его. В этом направлении наши клиенты могут воспользоваться тарифными опциями.
- Каковы перспективы развития компании «МегаФон» в России и на Урале в честности?
- Сегодня доля нашей компании на Урале составляет 15 % рынка. В планах есть задача увеличение этой доли до 25 %. Главными принципами нашей работы по-прежнему остаются предоставление качественной связи, высокий уровень сервиса и гибкая маркетинговая политика. При необходимости мы можем выйти на другие рынки, например, предоставление услуг фиксированной связи.