МТС поддержал опасения своих конкурентов из "большой тройки" сотовых операторов относительно деятельности Skype в России и выступил за регулирование деятельности сервиса.
Skype в России нуждается в государственном регулировании — такой вывод содержится в рабочих документах круглого стола о «рынке альтернативных услуг голосовой связи в России». Обсуждение этого вопроса проходило по инициативе Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации.
Глава департамента по развитию продуктов и услуг МТС Павел Ройтберг выступил с жестким требованием изучить деятельность Skype в России с точки зрения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере связи. Его тезисы не слишком отличались от жестких оценок VoIP-телефонии, которые звучали на слушаниях о деятельности Skype в РСПП в 2009 г.
Представитель МТС заявил, что, не вкладывая собственных средств в телекоммуникационную инфраструктуру, и предоставляя сервис по невысоким ценам, операторы VoIP «паразитируют на чужих сетях», и в результате их деятельности падают доходы традиционных операторов связи. Он полагает, что рынок нуждается в выработке правил работы для Skype и других VoIP-сервисов. В качестве примера таких правил он привел практику оператора Vodafone, который либо блокирует в своей сети доступ к VoIP-операторам, либо предоставляет его за отдельную плату. Ранее с подобными тезисами выступал "Мегафон", запустивший в последствии собственный аналог Skype.
Наступление VoIP-сервисов на позиции традиционных голосовых операторов связи — это общемировая тенденция. По словам Ройтберга, если в 2007 г. VoIP-сервисы занимали лишь 2% мирового интернет-трафика, то в 2008 г. этот показатель увеличился до 10%, в прошлом году, по предварительным оценкам, вырос до 15%, а в 2010 может подняться до 20%.
Интересно, что, несмотря на явное неудовольствие традиционных связистов, Федеральная антимонопольная служба констатирует отсутствие претензий к работе Skype. ФАС пока «не получала ни жалоб, ни ходатайств на деятельность Skype в России», о чем рассказал CNews начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг.
По его словам, VoIP-сервисы вообще и Skype в частности представляют гораздо большую угрозу для операторов дальней связи, нежели для сотовиков: «на экспертном совете ФАС они озвучивали цифры в сотни миллионов и даже в миллиарды рублей потерь».
У операторов дальней связи действительно есть повод для волнения. Российские перспективы «голоса по IP», по прогнозам аналитиков телеком-рынка, могут оказаться еще менее приятны для традиционных отечественных операторов, чем мировые. Так, по мнению J’son&Partners, доля VoIP в общем трафике операторов дальней связи превысит 20% отметку уже в 2010 г., в следующем перешагнет за 30%, а в 2012 г. - за 40%.
Прошлогодние потери российских операторов от работы Skype летом 2010 г. «Ростелеком» оценил в 6,7 млрд руб., и предположил, что в 2010 г. эта сумма может составить 10,5 млрд руб.
На том же экспертном совете, рассмотрев деятельность Skype, ФАС пришла к выводу, что сервис не нарушает российского антимонопольного законодательства. Впрочем, Дмитрий Рутенберг не исключил, что при отсутствии претензий со стороны антимонопольного органа претензии к Skype могут возникнуть со стороны отраслевого регулятора или налоговых органов.
Между тем, в стенах отраслевого регулятора деятельность VoIP-операторов в России пока не стала первоочередной проблемой. Изучение работы Skype «пока не поднялось выше уровня руководителей департаментов», — сообщил CNews источник в Минкомсвязи.
// Взято с cnews.ru.