МегаФон в скором времени может стать крупнейшим универсальным оператором в России. Кроме мобильной связи МегаФон собирается предоставлять услуги высокоскоростного проводного и беспроводного Интернета, а также фиксированной телефонии своим клиентам. О первых результатах реализации проекта и этапах развития этого направления мы говорили с Валерием Ермаковым, первым заместителем генерального директора по операционной деятельности компании «МегаФон».
- В октябре 2009 года МегаФон объявил об окончании строительства большого оптоволоконного кольца на территории европейской части России. Какие цели и задачи преследует этот проект?
- Собственной инфраструктурой мы обзаводимся неслучайно. Во-первых, свои сети позволяют отказаться от аренды каналов у магистральных операторов. Это, в свою очередь, приводит к снижению издержек и значительной экономии. Во-вторых, за счет собственной емкой инфраструктуры наши клиенты получат новые и более качественные услуги связи: скоростной мобильный Интернет, потоковое видео и телевидение. Существующая транспортная сеть была построена под GSM. Естественно, что она загружена. Единственный вариант предоставления нормальной скорости передачи данных - строить собственную транспортную сеть на волокне. К концу этого года, по нашим планам, общая протяженность магистральных транспортных сетей перешагнет рубеж в 22 тыс. км.
Также в наших планах перевод 50% базовых станций третьего поколения на собственное волокно. Над этим мы работаем в этом году и будем работать в следующем. Сегодня строительство собственной опорной сети занимает около 30% всей нашей инвестиционной программы.
Зачем еще нужна транспортная сеть? Транспортная сеть нужна для того, чтобы трансформироваться из оператора мобильной связи в оператора универсального.
Валерий Ермаков родился 9 апреля 1968 года в городе Тамбове. В 1991 году окончил Тамбовский институт химического машиностроения по специальности «Конструирование и технология радиоэлектронных средств», квалификация «Радиоинженер-конструктор-технолог». По окончании вуза преподавал на кафедре «Автоматизированные системы и приборы». С 1994 года в течение шести лет работал в ОАО «Тамбовская электросвязь», где прошел путь от инженера электросвязи до заместителя генерального директора. В январе 2001 года Валерий Ермаков был назначен генеральным директором ОАО «МСС – Поволжье». С апреля 2009 года занимает должность Первого заместителя генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон».
- То есть МегаФон пойдет по тому пути, по которому сейчас идут МТС и «Вымпелком»? Эти компании стараются превратиться из операторов мобильной связи в универсальных.
- У нас как у оператора два пути развития. Первый вариант – мы остаемся так называемой «трубой» для пропуска трафика. Это означает быть оператором, который просто прокачивает трафик. Второй вариант – становиться мультиигроком. Для этого необходимо выходить на другие рынки, создавать что-то новое для клиента. Ты становишься для него окном во внешний мир. Он получает мобильную, фиксированную связь, интернет, телевидение – полный комплекс разнообразных услуг с помощью одного интерфейса. Это путь, по которому будут двигаться все операторы. Но этот путь не такой уж и простой, для того, чтобы добиться успеха, нельзя просто купить компании, присоединить и ждать, что все само собой заработает. Так не бывает.
- Зачем МегаФону активы компании «Синтерра», если он сейчас активно строит оптоволоконные сеть самостоятельно?
- У «Синтерры» есть очень сильный актив в Санкт-Петербурге - «ПетерСтар». Это компания, ради которой можно купить «Синтерру». Кроме этого, у «Синтерры» заключены долгосрочные договоры с «Ростелекомом» на аренду волокон на территории за Уралом. Это тоже для нас интересно, потому что вне зависимости от того, построим ли мы свое волокно или нет, нам в любом случае важно иметь такой технологический резерв. Сейчас между Екатеринбургом и Владивостоком проходит всего одна «нитка». И вполне логично иметь там еще и вторую. За Уралом вообще очень сложно строить кольца в силу географических особенностей.
- А когда абоненты смогут получить проводной интернет от МегаФона?
- В настоящее время мы предоставляем эту услугу корпоративным клиентам. География городов будет расширяться.
- Будет ли МегаФон пользоваться каналами магистральных операторов «Ростелеком», «Транстелеком» для пропуска трафика на территории европейской части России там, где у компании уже есть собственная инфраструктура?
- Для нас услуги магистральных операторов на европейской части страны не представляют интереса. Сейчас мы с ними практически не работаем. Вполне возможно, что мы будем с ними обмениваться на технологическом уровне. Интерес сохраняется пока на Урале, в регионах Сибири и Дальнего Востока.
- В последнее время много говорят о 4G. Одни считают, что в споре технологий выиграет LTE, другие - WiMAX. Когда в России могут появиться сети 4G и в каком виде это будет?
- Это хороший вопрос. Когда мы говорим о 4G, то всегда поднимается тема WiMAX. Дело в том, что у каждой технологии есть так называемый «шестилетний цикл». То есть время с момента появления технологии и до того, как она становится массовой. В телекоммуникациях технология должна стать массовой, а если нет – она уходит с рынка. Пример тому технология CDMA. Она объективно была конкурентоспособной: отличное качество голоса, высокие скорости передачи данных, частотная эффективность лучше. Но CDMA не смог пробиться ни у нас, ни в Европе, ни в Америке. А причина в том, что к моменту выхода CDMA GSM выдавил с рынка все остальные стандарты. Оборудование и терминалы GSM производились в больших количествах, они начали дешеветь. С CDMA этого не произошло, стандарт стал нишевым и перестал развиваться. Лучшие технологии трансформировались в третье поколение. То же самое происходит с WiMAX, он перешел «шестилетний цикл» и находится на излете.
Стандарт LTE более универсален, по всей видимости, и он станет массовым. Скорость развития LTE во многом определяется ситуацией вокруг частот. Необходимо проводить честную конверсию и аудит.
- Какие особенности сейчас присущи рынку мобильной связи?
- Если два года назад мы росли каждый год с точки зрения продажи sim-карт двухзначными цифрами и это сразу приводило к увеличению выручки, то сейчас ситуация иная. Наши валовые подключения по-прежнему растут, а выручка в целом по рынку вырастет всего на 6%. Пока у каждой компании не будет собственного канала продаж, эта ситуация не изменится. Но мы уже определили свою стратегию в рознице и активно строим собственную розничную сеть.
- Как МегаФон видит себя на рынке сотового ритейла?
- Было время, когда весь ритейл был независимым и это всех устраивало. За счет высокой конкуренции можно было подключать новых абонентов за все меньшие и меньшие деньги. Например, когда мы начинали работать в 2001 году, стоимость подключения абонента в ритейле составляла $35. Далее рынок развивался, количество ритейлеров увеличивалось, и цена подключения абонента упала до 5$. Затем рынок подошел к фазе насыщения, и ритейлу стало тяжело выживать. Он начал поднимать цены. Для операторов это стало сигналом к тому, что рынок трансформируется. В этой ситуации операторы начали скупать ритейлеров. Мы пошли по пути создания собственной розницы. Сегодня МегаФон - единственный оператор, который не стал покупать ритейлеров, кто строит сеть исключительно своими силами. Это позволяет работать так, как мы считаем нужным, ты не покупаешь чужие ошибки, а самое главное, ты создаешь единое технологическое решение, которое позволяет все быстро модернизировать.
Для развития своего ритейла мы выбрали команду людей из «Телефон.Ру» как профессионалов в своем деле. Причем мы не стараемся открыть как можно больше салонов и магазинов, потому что понимаем, что это дорога в никуда. Мы стараемся обеспечить максимальный комфорт, уровень сервиса и обслуживания для клиента. В собственном ритейле качество обслуживания должно быть на порядок выше, чем у независимой дилерской сети. Наши данные говорят о том, что ARPU абонентов, подключенных в собственных салонах выше. Мы заинтересованы в росте лояльности клиентов. Мы хотим стать универсальным оператором и качественной «последней милей» в виде собственной розницы.
- В 2009 году инвестиционные программы многих компаний подверглись сокращению. Но это не коснулось МегаФона. Почему?
- Мы подошли к кризису с очень хорошим финансовым положением, мы практически единственная компания в отрасли, которая не снизила инвестиции. В 2008 году в разгар кризиса мы приняли очень важное решение сохранить инвестиции в 2009 году на уровне 2008 года и не сокращали финансирование на развитие. Мы оказались единственными, кто так поступил, потому что мы вкладываем в будущее.