Телекоммуникационный оператор «МегаФон» продал свою долю в совместном предприятии «AliExpress Россия», созданном при участии китайской Alibaba Group (владелец AliExpress) для развития электронной коммерции в России. Покупателем выступил подконтрольный Алишеру Усманова холдинг USM, который является единственным владельцем «МегаФона». Сумма сделки не сообщается.
Доля «МегаФона» в «AliExpress Россия» составляла 24,3%, голосующая - 28,8%. Теперь эти пакеты отходят USM International. Эксперты отмечают, что по своей сути каких-либо изменений во владении не произойдёт из-за того, что холдинг USM является владельцем «МегаФона».
«У USM Investment были опционы на покупку нашей доли в «AliExpress Россия». На днях эти опционы были реализованы. Покупателем стала компания USM International, - заявили в «МегаФоне». - Входя в акционерный капитал «AliExpress Россия», мы стремились реализовать целый ряд синергий между нашим бизнесом и e-commerce платформой, и этим сотрудничеством остались довольны: наши совместные проекты с площадкой будут развиваться и в будущем».
Стоит отметить, что локальная торговая площадка «AliExpress Россия» заработала в октябре 2019 года. В её создании приняли участие Alibaba, «МегаФон», Mail.ru Group и «Российский фонд прямых инвестиций» (РФПИ). При этом Mail.ru Group находится под контролем компании «МФ технологии», которая принадлежит «МегаФону», холдингу USM и Сбербанку.
В настоящее время состав акционеров «AliExpress Россия», за исключением переданной доли USM, распределяются следующим образом: у Alibaba Group – 47,85%, у Mail.ru Group - 15%, у РФПИ и ближневосточных фондов - 12,85%.
AliExpress работает в России больше 10 лет. Исторически для российских пользователей это был интернет-магазин с необычными или дешёвыми товарами из Китая. После открытия локального подразделения в 2019 году компания взялась за развитие продаж товаров местных продавцов.
Сейчас на маркетплейсе зарегистрированы 45 тыс. российских продавцов, на них приходится 25% оборота «AliExpress Россия». Оборот проданных товаров за период с 1 апреля 2020 по 31 марта 2021 года составил 229,3 млрд рублей без вычета возвратов и учёта услуг продавцам. За год площадку посетили 72,5 млн уникальных пользователей, из них хотя бы одну покупку сделали 26,2 млн человек.
Ежемесячная аудитория «AliExpress Россия» составляет 29,1 млн пользователей, из них 8,8 млн заходят на AliExpress каждый день. Маркетплейс занимает третье место в стране.