Эксперты телеком-рынка предсказывают, что в скором времени привычные нам операторы мобильной связи, интернет-провайдеры, банки и интернет-компании трансформируются в принципиально новые бизнесы. Они станут полноценными интеграторами систем интеллектуального управления как в производственном секторе, так и в потребительском. Примеры такой трансформации можно было увидеть на промышленной выставке «Иннопром-2016».
Вокруг нас появляется всё больше умных устройств, имеющих выход в Интернет. Умные дома, бытовая техника, беспилотные автомобили, автоматические системы контроля на дорогах, искусственный интеллект, который решает, что нам стоит купить – все они уже сейчас управляют жизнью сотен тысяч и миллионов людей. И этот процесс будет набирать обороты.
По данным отечественных телеком-операторов на начало 2016 года в России работало порядка 11 млн интернет-устройств, а к 2020 году их количество вырастет почти в 5 раз - до 50 млн. Что самое интересное, максимальный прирост таких устройств прогнозируется на производственный сектор и сектор услуг. А общий вклад такой цифровизации в экономику России составит 5 млрд рублей к 2021 году.
Первые ласточки внедрения устройств, которые в автоматическом режиме обмениваются друг с другом данными без участия человека, уже можно увидеть и протестировать. Так, в рамках промышленной выставки «Иннопром-2016» оператор «МегаФон» выступил в несвойственной для себя роли. Представители компании практически не упоминали об услугах связи и интернета, а рассказывали про интернет вещей (Internet of Things - IoT), интеллектуальные системы управления производством и оптимизации расходов, транспортно-логистических услугах и системах скоринга для банков.
Для повсеместного внедрения интернета вещей необходимо унифицировать стандарты взаимодействия самых разный устройств. В противном случае обилие умных гаджетов начнёт вредить, а не помогать.
NB-IoT – единый стандарт для интернета вещей
С этой целью разные операторы и производители оборудования ведут большую работу над разработкой и внедрением конечных стандартов. В рамках «Иннопрома-2016» «МегаФон» совместно с компанией Huawei первыми на российском рынке продемонстрировали работу умных устройств на основе нового стандарта связи NB-IoT (Narrow Band IoT) – «умную парковку». Использование решения «умной парковки» даст возможность компаниям – владельцам коммерческих парковок – эффективнее контролировать парковочное пространство, оптимизировать расходы на мониторинг занятости мест, а также позволит предоставить конечным пользователям удобный интерфейс через мобильное приложение для резервирования, оплаты и навигации до парковочного места.
Что касается NB-IoT, то данная технология связи для Интернета вещей значительно снижает потребление энергии конечными устройствами, обеспечивает значительно лучшее покрытие и проникновение связи, увеличивает максимальное количество подключенных к сети устройств.
По словам директора департамента по продажам и маркетингу решений IoT в России компании Huawei Марата Нуриева, NB-IoT имеет все шансы стать единой технологией в сетях широкого радиуса действия с низким энергопотреблением (Low Power Wide Area, LPWA) для IoT, работающим в лицензируемом диапазоне частот.
Huawei уже разрабатывает единую операторскую платформу IoT, которая позволит подключать предприятия из любых вертикальных рынков по открытым API. Благодаря ей не нужно будет строить отдельные платформы IoT по отдельным проектам. «Также мы представим в конце 2016 года операционную систему Lite OS, предназначенную для взаимодействия подключенных устройств с операторской платформой IoT. Это открытая ОС малого размера, которую любой разработчик сможет использовать в своих устройствах», - сообщил Марат Нуриев.
С точки зрения универсальности, NB-IoT – это наиболее подходящее решение «энергоэффективных сетей дальнего радиуса действия» для предприятий различных отраслей, c помощью которых можно подключать счетчики коммунальных услуг, датчики мониторинга, системы отслеживания объектов и массу других устройств. Одной из особенностей технологии является возможность подключать к одной соте базовой станции до 100 тысяч устройств, что в десятки раз превышает возможности существующих стандартов мобильной связи.
Использование низкочастотного диапазона позволит обеспечить покрытием такие труднодоступные места, как цокольные помещения, подвалы и т.д. Кроме того, при работе в новом стандарте устройства экономнее расходуют аккумулятор, что позволяет им работать без подзарядки гораздо дольше. Например, счетчик воды с автономным аккумулятором при работе в стандарте NB-IoT может служить до 10 лет без подзарядки и принимать сигнал, будучи установленным в подвальном помещении.
«NB-IoT позволяет работать с маленькими дешевыми устройствами, которые имеют очень небольшое энергопотребление, и поможет находить новые применения для технологии IoT именно в промышленности», - заявил Александр Башмаков, директор по инфраструктуре компании «МегаФон».
Выход на рынок первых устройств с поддержкой технологий NB-IoT ожидается в конце 2016 - начале 2017 года. Технология NB-IoT работает в сетях LTE и будет актуальна при дальнейшем переходе на стандарты пятого поколения 5G.
«Выбирая те или иные технологии, мы обязаны учитывать их распространенность, возможную зону охвата, совместимость сетей операторов в разных странах, открытость протоколов, объем производства как сетевого, так и абонентского оборудования. В этом плане грядущий общемировой стандарт связи «пятого поколения» будет значительно эффективнее как для обычных абонентов, так и для бизнеса, чем любые другие альтернативные ему технологии. Это и определяет наш выбор в пользу 5G, - отметил Александр Башмаков. - По этой причине МегаФон и еще несколько операторов в мире очень активно участвуют в процессе его создания и стандартизации. Например, наша компания стала участником сообщества GSMA NB-IoT Forum, целью которого является сотрудничество в области развития технологии NB-IoT по всему миру. В составе организации – крупнейшие операторы - China Mobile, Deutsche Telekom, Vodafon, а также ведущие производители технологичных решений - Huawei, Intel, Qualcomm».
В «МегаФоне» также рассказали о технических вопросах, которые необходимо решить для развития сегмента IoT. «Мы должны решить вопросы огромного роста числа устройств, обслуживаемых одной базовой станцией, а также значительно снизить время отклика сети. Сюда же стоит добавить и поддержку так называемых Mission critical коммуникаций, то есть обеспечить высокую доступность и гарантированную доставку данных для особо важных приложений, систем жизнедеятельности и т.д. Эти вопросы будут решены в рамках NB-IoT и впоследствии 5G», - сказал Александр Башмаков.
Области внедрения IoT
Ключевыми отраслями по внедрению IoT в настоящее время являются:
транспорт и логистика (управление автопарком, телеметрия, оптимизация движения и т.п.);
ЖКХ и электроэнергетика (умные измерения, контроль и оптимизация ресурсов, удалённый контроль в реальном времени);
потребительский сектор (локация детей и пожилых людей, охрана квартир и недвижимости, умный дом);
медицина;
финансы (управление банкоматами, платежными терминалами, платежи);
производство и торговля (удалённое управление, инвентаризация, POS/вендинг, автоматизация).
Проекты «МегаФона» в IoT
В подтверждении своих слов в «МегаФоне» рассказали и реализованных проектах в области IoT. Одним из крупнейших из них стала система контроля за движением грузового автотранспорта «Платон». В настоящее время в оборудование комплекса внедрено 2 млн специальных термо-SIM-карт. Эти sim-карты привязаны к регистрационному номеру автотранспорта. Использование датчиков на пути следования обеспечивает электронный контроль на дороге, проверку наличия билета и списание платы.
Также примером использования M2M-решений является проект с «Мостакси» (аналог «Яндекс.Такси» и Uber).
Помимо «умной парковки» на стенде «МегаФона» посетителям продемонстрировали счётчик газа с сим-картой. В 2009 году был принят 261-й федеральный закон об энергоэффективности, который легализовал «умные» приборы учета.
В настоящее время в России насчитывается около 300 тыс. счетчиков в многоквартирных или частных домах, которые через сотовую связь подключены к серверам. Это позволяет удаленно передавать все показания с приборов учета. «МегаФон» в этом сегменте рынка занимает одно из ведущих позиций.
Так, «Газпром» оборудовал около 2 700 точек подключения на газовых магистралях и подстанциях. В каждой из них размещена сим-карта «МегаФона», которая передает данные в режиме реального времени.
Кроме того, оператор подписал соглашение с компанией «Россети» о подключении всех подстанций этого предприятия (около 300 тыс.) на центральный пульт управления через мобильного оператора. Это позволяет собирать информацию об открытии или закрытии дверей, передавать видеоизображение, температуру воздуха, показания измерительных приборов.
Отметился «МегаФон» и проектами в банковском секторе. Программное решение оператора, основанное на алгоритмах машинного обучения, позволит «ВУЗ-Банк» (входит в банковскую группу «Уральского банка реконструкции и развития») в режиме реального времени получать правильную рекомендацию о рисках платежеспособности потенциальных клиентов. Эксклюзивная IT-платформа поможет специалистам банка дополнительно оценивать уровень рисков, связанных с обязательствами клиента по кредиту. Сумма контракта составила 3 миллиона рублей в год.
В настоящее время «МегаФон» имеет соглашение по экспресс-оценке платежеспособности клиентов со «Сбербанком». В компании также рассказали о высоком интересе к сервису скоринга на основе машинного обучения со стороны других финансово-кредитных организаций в России.