В России определились с развитием сетей мобильной связи четвертого поколения (4G). Согласно плану, инфраструктурным оператором должен стать «Скартел» (бренд «Yota») - ему будет принадлежать федеральная сеть передачи данных. А вот компании «большой тройки» и «Ростелеком» будут оказывать услуги 4G на правах субоператоров. Преимущества и недостатки такой схемы изучил наш корреспондент.

Дело с распределением частот на строительство сетей четвертого поколения, длящееся уже 1,5 года, сдвинулось с мертвой точки. МТС, «Билайн», «МегаФон» и «Ростелеком» подписали с главным владельцем частот – компанией «Скартел» (бренд «Yota») договор, по которому они будут вместе пользоваться его сетью, а в 2014 году смогут купить по 20% акций оператора. На церемонии подписания документов побывал даже председатель правительства Владимир Путин.

Для рынка факт подписания соглашения стал настоящей неожиданностью. До того все российские операторы занимались строительством сетей мобильной связи самостоятельно.

Согласно подписанным документам, Yota превратится в инфраструктурную компанию, которая будет строить на своих частотах сеть LTE и заниматься ее обслуживанием. А «Ростелеком», МТС, «Билайн» и «Мегафон» получают возможность использовать инфраструктуру LTE-сети «Скартела» путем оптовой закупки трафика. Причина такой расстановки сил – наличие у «Скартела» частот в 180 крупнейших городах России в диапазоне 2,5-2,7 ГГц (изначально планировался запуск сетей стандарта  WiMAX). Правда, до настоящего времени работы по их освоению были заблокированы государством. Вопрос с альтернативными частотами пока не обсуждался.

Кроме использования сети 4G «Скартела» операторы «большой тройки» и «Ростелеком» получили право приоритетной покупки его акций – по 20% на компанию. При этом еще 20% акций останутся у «Ростехнологий», рассказал министр связи Игорь Щеголев. Тем не менее, подписанные соглашение не принуждают операторов «большой тройки» покупать акции «Скартела».

В настоящее время акционерами «Скартела» являются: фонд Telconet Capital - 74,9% и госкорпорация «Ростехнологии» - 25,1%.

Между тем, аналитики и эксперта рынка высказывают неоднозначные мнения на происходящие события.

Позиция первая - государственная

Строительство новых сетей обходится компаниям все дороже, а абоненты привыкли к снижению стоимости услуг, объяснил г-н Щеголев. Его поддержал и Владимир Путин. 

WiMAX-модем оператора Yota.

Соглашение не нарушает антимонопольное законодательство, успокоил Щеголев Путина, поскольку сеть будет одна, компании будут конкурировать друг с другом на уровне тарифов.

Генеральный директор «Скартела» Денис Свердлов сравнил это с аэропортом, который предоставляет конкурирующим авиакомпаниям инфраструктурные услуги. Только вот непонятно, зачем строить новый аэропорт с нуля, если уже есть как минимум три современных аэровокзалов?

Позиция вторая – экономическая

Слова о том, что строительство сетей LTE «Скартела» с нуля в российских городах с экономической точки зрения выглядит странным (Сейчас компания имеет коммерческие сети только в Москве и области, Санкт-Петербурге и области, Уфе, Сочи и Краснодар.). У Yota нет ни собственной транспортной сети, ни узлов «последней мили», включая базовые станции и коммутационное оборудование. Для развертывания сети потребуются большие инвестиции.

Куда дешевле было бы модернизировать существующие сети (так уже было с переходом к 3G от сетей второго поколения)и расширить пропускную способность тех же операторов «большой тройки» и «Ростелекома», где это необходимо (в первую очередь регионы за Уралом). На этом операторы настаивали еще месяц назад, но государство решило иначе.

По всей видимости, в случае со «Скартелом» для передачи трафика будет использоваться инфраструктура «Ростелекома», он как раз заканчивает процедуру присоединения всех дочерних предприятий государственного «Связьинвеста». Кто от этого выиграет, сказать сложно. Но определенный рычаг контроля на рынке LTE у государственных структур, безусловно, появится.