Падение интереса к крупнейшему в России сервису живых журналов вынудило новое руководство сервиса Livejournal пойти на радикальные изменения. Так,  в ЖЖ обещают, что в течение года с проекта исчезнет реклама. Это, в свою очередь, позволит перевести Livejournal на используемую популярными социальными сетями технологию Ajax. Кроме того, сервис приобретет новый дизайн, разработанный студией Артемия Лебедева.

О планах развития сервиса Livejournal («Живой журнал», ЖЖ) рассказали Илья Дронов и Антон Носик, на прошлой неделе ставшие, соответственно, руководителем Livejournal Russia и медиадиректором владеющей сервисом компании SUP Media. Главная новость - отказ Livejournal от размещения каких-либо рекламных баннеров на страницах своих пользователей. В то же время какие-либо ограничения на размещение рекламы непосредственно самими пользователями в собственных дневниках будут сняты, пишет издание CNews.

Стоит отметить, что реклама в Livejournal появилась в 2006 году еще до приобретения сервиса компанией SUP. Но теперь бизнес-модель сервиса меняется, объяснил Дронов, компания будет зарабатывать на Self Promo (недавно запущенная опция по платной раскрутке дневников), платных аккаунтах и различных дополнительных услугах.

Платные аккаунты были самым первым способом монетизации ЖЖ: сначала они позволяли подключаться к более быстрым серверам сервиса и зарегистрировать без пригласительного кода (не актуально с 2003 года), затем - избавиться от рекламы (в платных дневниках рекламы не было, ровно как и их владельцы не видел рекламы на чьих-либо блогах). Теперь преимущества платных дневников становятся не столь очевидным, но Дронов обещает компенсировать это новыми функциями. К тому же, по статистике SUP, 7% владельцев платных аккаунтов приобрели их ради поддержки самого сервиса.

Смена бизнес-модели позволит сервис произвести давно ожидаемый переход на технологию Ajax, обеспечивающей загрузку веб-страниц по частям. Эту технологию активно используют конкуренты Livejournal - Facebook, Twitter, «Вконтакте» и др. Благодаря Ajax пользователи ЖЖ избавятся от необходимости ждать перезагрузки страниц при выполнении ряда действий, в частности, добавления новых комментариев. Правда, при написании новых постов в ЖЖ, в отличие от вышеупомянутых социальных сетей, перезагрузка страниц все равно будет осуществляться, Дронов объяснил это большей длиной постов в ЖЖ.

Livejournal.

Внедрение этой технологии займет несколько месяцев, это произойдет одновременно со сменой дизайна Livejournal на новый, разработанный студией Артемия Лебедева. Отчасти переход на Ajax начался еще в прошлом году, когда появилась возможность разворачивать все свернутые комментарии на одной странице без ее перезагрузки. Это привело к уменьшению общего количества просмотров ЖЖ-страниц на 60 млн в месяц, полный же переход на Ajax уменьшит этот показатель на 60%.

«Когда нас спрашивают, почему вы так долго внедряете новые технологии, попробуйте поставить себя на место наших акционеров, - говорит Носик. - Вот приходит к ним Дронов в желтой рубашке и говорит: теперь у вас будет на 60% меньше просмотров страниц. И как это объяснить рекламодателям?». Большинство размещаемой в ЖЖ рекламе было медийной, соответственно, был важен показатель числа показов страниц. Отказ же рекламных доходов сделает этот показатель бессмысленным и и позволит ЖЖ войти в XXI век, считает Носик.

Новый дизайн Livejournal.

Новый дизайн Livejournal.

Руководитель сервиса Liveinternet Герман Клименко сомневается, что платные аккаунты и другие функции смогут компенсировать потерю доходов от рекламы. «По всей видимости, доходы от Livejournal в общей структуре выручки холдинга SUP (владеет также «Газетой.ру», Championat.com и другими интернет-проектами) не столь велики и ими было решено пожертвовать, - предполагает руководитель сервиса Liveinternet Герман Клименко. - Возможно, отказом от рекламы руководство Livejournal пытается остановить отток аудитории, однако вряд ли это сильно поможет. Блог-платформы исчерпали свой потенциал также, как, например, чаты, которые были очень популярны в 90-х годах, а сейчас стали нишевым продуктом».

Бывший топ-менеджер Sup Media удивлен принятым решением. «Платные аккаунты не смогут компенсировать выпадение рекламных доходов, особенно с учетом того, что их главное преимущество - отсутствие показов рекламы - теперь бессмысленно. - При этом Livejournal требует технологических изменений, для этого нужны инвестиции, и не очень понятно, насколько хватит денег акционеров. Увеличить же аудиторию за счет отказа от рекламы также вряд ли получится: для Facebook, куда уходят многие пользователи ЖЖ, реклама не создает проблем».