Сразу несколько крупных российских компаний обвинили «Яндекс» в ограничении доступа к их сервисам. Речь идёт о сайте объявлений Avito, ресурсе поиска недвижимости ЦИАН, площадке подбора специалистов profi.ru, картографическом сервисе 2ГИС, а также онлайн-кинотеатре ivi. Представители упомянутых компаний подготовили документ, в котором отмечают факты о том, что сервисы, так или иначе связанные с «Яндексом», получают приоритетные позиции в выдаче поисковой системы, а их собственный ресурсы располагаются намного ниже в поисковой выдаче.
Пять сайтов, по мнению которых «Яндекс» ограничивает доступ к их сервисам, обвинили поисковик в нарушении закона о конкуренции. По утверждению компаний, «Яндекс» в поиске отдает приоритет связанным с ним сервисам с помощью интерактивных ответов на запросы — «колдунщиков». Они появляются на странице с результатами поиска сразу после рекламы и перед органической выдачей (прогноз погоды, картинка, перевод слова), пишет издание «Ведомости». При этом авторы записки отмечают, что не связанные с поисковиком сервисы не могут получить доступ к таким интерактивным ответам.
В частности, в ответ на запрос «купить авто» выдаются «колдунщики» с контентом сервиса «Яндекса» auto.ru, а других предложений в этом блоке нет. ЦИАН жалуется на такую же ситуацию с «Яндекс.Недвижимость», profi.ru — с «Яндекс.Услуги», 2ГИС — с «Яндекс.Карты», а ivi.ru — с «Кинопоиском».
Представители сервисов отмечают, что «Яндекс» предоставляет преференции своим сервисам в ущерб другим, а результаты ответов на некоторые запросы полностью перекрывают возможность добраться до предложений конкурентов. По оценкам представителя ЦИАН, сторонние сервисы могут недополучать 15–20% трафика.
Генеральный директор сервиса 2ГИС Александр Сысоев считает, что сложившаяся ситуация приводит к снижению объёмов трафика на гаджетах примерно на 50 %. Представители объединившихся компаний уверены, что такая политика «Яндекса» является несправедливой. Для урегулирования ситуации предлагается дать доступ сторонним сервиса к полному набору форм поисковой выдачи на коммерческих условиях, которые будут одинаковы для каждого из участников рынка.
В записке компании предложили дать сторонним сервисам доступ ко всем формам поисковой выдачи на «коммерческих условиях, одинаковых для всех участников рынка».
В свою очередь представители «Яндекса» заявили, что удивлены тем, что одни коммерческие компании решили осуществлять регулирование деятельности другого коммерческого предприятия. Они также сообщили о том, что, так называемые «колдунщики», не обладают какими-либо преимуществами перед результатами органической выдачи и не влияют на понижение каких-либо сайтов в поиске.
Ранее недовольство размещением ссылок на свой сайт в поисковой выдаче выражал сервис «Кассир.ру». Он даже пожаловался в ФАС на действия «Яндекса», обвинив компанию в недобросовестной конкуренции. Билетный оператор пояснял, что поисковик использует доминирующее положение, продавая билеты через «Яндекс.Афиша» с помощью виджета в выдаче, а другим операторам такая возможность не предоставляется.