По статистике сервиса «Защитник МТС», в период ноябрьских распродаж 2025 года количество нежелательных звонков снизилось на 35% по сравнению с аналогичными показателями 2024 года. Основная причина положительной динамики заключается в усилиях операторов мобильной связи по улучшению систем защиты и эффективных мерах государства против телефонного мошенничества.
Согласно статистике, общее количество нежелательных звонков в ноябре росло постепенно в течение месяца, достигнув пика в последнюю неделю ноября. Именно в этот период фиксировалось наибольшее количество попыток мошенничества — около 25% всех звонком за весь месяц.
Наиболее уязвимой категорией населения оказались женщины из столицы России возрастом от 35 до 44 лет с уровнем дохода от 30 до 50 тыс. рублей в месяц. Эти группы наиболее активно участвуют в недорогих онлайн-покупках, что привлекает внимание злоумышленников.
Чаще всего мошенники звонили в рабочие часы в будние дни с 10 утра до 19 вечера, когда многие люди находятся дома или заняты повседневными делами.
Чреда ноябрьских распродаж существенным образом повлияла на легенды, которые потенциальным жертвам рассказывали мошенники. В частности, было зафиксировано увеличение числа звонков:
- От имени почтовых служб и курьеров — на 28%;
- Под видом инвестиционных организаций — на 45%;
- Представляясь сотрудниками государственных органов — на 32%.
Крупнейшие города страны снова попали под пристальное внимание преступников. Москва и Подмосковье получили самую большую долю нежелательных звонков — 15%, далее следуют Краснодарский край (6%) и Санкт-Петербург с Ленинградской областью (5%).
Представители телеком-операторов рассказали о нескольких случаях массовых нападений мошенников. Так, женщина из Краснодара получила рекордное количество звонков — 7 126 штук. Мужчина из Новосибирска стал объектом 1 568 звонков. Житель Ростова-на-Дону получивл 1 489 звонков за один лишь ноябрь.
По словам экспертов, общее снижение активности мошенников — это позитивное явление, которое получилось достичь благодаря принятому ранее пакету антифрод-поправок в российском законодательстве, а также постоянному улучшению эффективности систем защиты мобильных операторов. Однако важно понимать, что мошенники не ушли с рынка, и «Чёрная пятница» стала для них одним из поводов для атаки. Люди в этот период менее бдительны, они ожидают звонки от курьеров и банков, а их эмоциональный фон и готовность к тратам повышены. Особое внимание стоит обращать на сложные многоступенчатые схемы с двумя и более звонками, число которых непрерывно растёт.