Средняя стоимость фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в интернет в российских регионах снизилась почти на 40 процентов по итогам 2013 года, а средняя скорость, заявленная провайдерами, выросла на 38 процентов, свидетельствуют данные исследования компании «Яндекс».

Интернет.

Сильнее всего в процентном отношении интернет подешевел в Южном федеральном округе, в центральной России и на Дальнем Востоке, в столице цены снижаются медленнее. При этом жители Дальнего Востока все еще платят за интернет в расчете на 1 мегабит в секунду в 10 раз больше, чем москвичи. Москва и Санкт-Петербург отличаются наиболее доступным ШПД стоимостью около 15 рублей за каждый мегабит в секунду. В среднем по России этот показатель, по оценке «Яндекса» составляет 22-23 рубля, но для дальневосточного региона доходит почти до 120 рублей.

Скорость широкополосного доступа в Сеть в среднем по России увеличилась на 38 процентов. Еще быстрее, на 40 процентов, интернет стал в Южном федеральном округе, а в Москве его скорость выросла в полтора раза. Лидером остается Санкт-Петербург, однако этот регион стал единственным, в котором скорость ШПД снизилась на 4 процента за 2013 год.

По данным исследования, в прошлом году аудитория мобильного интернета выросла в полтора раза в городах с населением более 100 тысяч человек. Около 40 процентов жителей или 25,5 миллиона человек выходят в Сеть со смартфонов и планшетов. Аудитория мобильного интернета увеличилась за год на рекордные 8,7 миллиона пользователей. Данные «Яндекс» показывают, что около 86% пользователей мобильного интернета в России пользуются интернетом с устройств на iOS и Android, и чаще всего в Сеть с мобильных выходят жители экономически развитых регионов.

При этом разрыв между самым «дорогим» и самым «дешевым» регионом с точки зрения цены мобильного интернета снизился с 4,2 до 2,4 раза, стоимость выхода в «глобальную паутину» колеблется между 35 и 83 рублями. В Уральском федеральном округе цена 1 Гбайт мобильного интернета упала за год на 81 процентов, в Сибири - на 67 процентов, в Москве - на 50 процентов. Однако мобильный трафик в Москве и Санкт-Петербурге остается самым дорогим, если не учитывать Дальний Восток. В среднем по России стоимость мобильного доступа к Сети уменьшилась на 56 процентов до чуть менее 30 рублей.

В целом ежемесячно активная аудитория рунета насчитывает 66,5 миллиона человек. Это более 57 процентов совершеннолетнего населения России. Каждый день в Сеть выходят 53 миллиона пользователей или 80 процентов аудитории, показывают данные Фонда «Общественное мнение». Однако темпы роста замедляются. За 2013 год аудитория увеличилась лишь на девять процентов, что стало самым низким показателем за 10 лет. Более трети прироста аудитории обеспечили села. Наконец, по данным исследования, рунет постепенно взрослеет, хотя пользователи младше 35 лет еще составляют более половины аудитории, их доля снижается. Наиболее «молодой» аудиторией отличаются маленькие города и села, «взрослой» - Москва.