В эпоху повсеместного распространения цифровой фотографии и невероятной популярности фотографирования на смартфон на рынке продолжают оставаться «дедовские технологии» - плёночные фотоаппараты с моментальной печатью снимков. В распоряжении команды интернет-проекта Yamobi.Ru оказались две камеры производства компании FujiFilm – модели Instax mini 90 и Instax WIDE 300. Способны ли технологии 80-х и 90-хгодов прошлого века побороться с современными цифровыми алгоритмами, установленными в каждом смартфоне? В этом мы попытались разобраться по ходу нашего тест-обзора.

Install mini 90, Instax WIDE 300.

Фотоаппараты моментальной фотографии Fujifilm Instax — камеры аналогичные устройствам Polaroid и работают они по тому же принципу. Устройства делают мгновенные фото, которые не надо проявлять. Готовый снимок выезжает из фотоаппарата сразу же после того, как был сделан кадр. На проявление требуется всего 10-30 секунд.

Компания Fujifilm имеет широкую линейку самых разных фотоаппаратов Instax от миниатюрных и детских, до более-менее качественных с возможностью ручных настроек. В нашем распоряжении оказались две модели - Instax mini 90 и Instax WIDE 300.

Технические характеристики

  Instax mini 90 Instax WIDE 300
Объектив 60 мм F12,7, два оптических элемента 95 мм F14
Видоискатель оптический с увеличением 0,37 и компенсацией параллакса при макросъёмке оптический с увеличением 0,37 и компенсацией параллакса при макросъёмке
Кассеты Fujifilm Instax Instant Color Film Fujifilm Instax Wide
Размер кадра 62×46 мм 62 x 99 мм
Размер отпечатка 86×54 мм 86 x 108 мм 
Фокусировка макрорежим — 0,3—0,6 м, нормальная — 0,6—3 м, пейзаж — от 3 м до бесконечности от 90 см до 3 метров и от 3 метров до бесконечности
Затвор программируемый электронный 1,8—1/400 с, ручной — до 10 с; в макрорежиме диафрагма фиксируется на f/22 автоматически в диапазоне от 1/60 до 1/200 секунды
Управление экспозицией автоматическое, 5—15,5 ступеней (ISO 800), компенсация ±2/3 экспозиционной ступени или +1 ступень автоматическое
Вспышка автоматическая (с управлением яркостью), принудительная (с управлением яркостью), подавление эффекта красных глаз автоматическая (с управлением яркостью), принудительная (с управлением яркостью), подавление эффекта красных глаз
Режимы съёмки «Дети» (для динамичных объектов); «Пейзаж» (большая глубина резкости); «Макро» (объекты на расстоянии от 30 до 60 см); «Вечеринка» (с выравниванием экспозиции); двойная экспозиция (съемка двух разных кадров с их объединением); долгая выдержка (для ночной съемки со штатива) «Пейзаж»; «Макро»
Дисплей счётчик числа оставшихся снимков, макрорежим, управление яркостью, таймер автоспуска, активация вспышки, режим съёмки счётчик числа оставшихся снимков, макрорежим, управление яркостью, таймер автоспуска, активация вспышки, режим съёмки
Батарея NP-45A, литиево-ионная с запасом заряда на 100 снимков 4xAA батарейки с запасом заряда на 100 снимков
Размеры 92×113×57 мм 121x188x96 мм
Вес 296 г (без батареи, ремня и кассеты) 612 г (без батареи, ремня и кассеты)
Цена 8490 рублей 5990 рублей

Instax mini 90

Внешний вид Instax mini 90 крайне интересный. Корпус пластмассовый, но наощупь он кажется достаточно жестким и не вызывает сомнений в прочности.

Кнопки управления размещаются на задней панели. Работать с ними удобно. Сами кнопки механические. На подошве имеется резьба 1/4″для соединения со штативом.

FujiFilm Instax Mini 90.

FujiFilm Instax Mini 90.

В камере используется кассета с нарезанной на готовые карточки светочувствительной бумагой, которую производитель называет «пленкой». Ёмкость кассеты — 10 снимков. При учете средней цены кассеты получается, что каждый «отпечаток» обходится минимум в 48 рублей.

FujiFilm Instax Mini 90.

FujiFilm Instax Mini 90.

Загрузка кассеты в камеру очень проста. После вскрытия наружной упаковки этот процесс заключается в укладке кассеты в ее отсек под крышкой камеры. Он занимает всего несколько секунд.

Процесс «проявления» кадра начинается через 25-30 секунд после нажатия на кнопку спуска затвора и продолжается до 5 и более минут. Разумеется, это может считаться «мгновенным» только по сравнению с традиционным процессом (проявка пленки и печать снимков на бумаге в лаборатории).

FujiFilm Instax Mini 90.

FujiFilm Instax Mini 90.

Fujifilm instax mini 90 не создает цифровых копий снимков. Среди отличий этой модели от более дешёвых вариантов - точечная подстройка режимов под конкретные условия съёмки. Нами режимы настраиваются с помощью объектива. На его поверхность нанесены соответствующие пиктограммы. А с помощью самого диска можно переключать режимы и функции, не отрываясь от видоискателя.

Так, в режиме «Праздник» фон и сам объект съёмки запечатлеваются с большой яркостью. В режиме «Дети» удобно фотографировать быстро движущиеся объекты, например, детей или животных. Этот режим также рекомендуется использовать в условиях плохого освещения (в помещении или в пасмурную погоду).

FujiFilm Instax Mini 90.

FujiFilm Instax Mini 90.

FujiFilm Instax Mini 90.

Режим «Пейзаж» (Landscape) лучше всего подходит для съемки удаленных объектов (с расстояния 3 метра и больше).

Управление яркостью позволяет добавлять на фотографии темные и светлые тона: нормальный (N), яркий (L), ярче (L+), тёмный (D).

Режим макросъёмки позволяет создавать превосходные крупноплановые фотографии. Возможна съёмка крупным планом с расстояния от 30 до 60 см.

В режиме длинной экспозиции затвор остается открытым, пока не будет отпущена кнопка спуска затвора (но не более 10 секунд), что позволяет запечатлеть на фотографии красивые ночные панорамы и полосы света.

 

Также стоит отметить, что в камере используется перезаряжаемая батарея.

Благодаря этому гнезду камеру Instax Mini 90 можно устанавливать на штативы, что особенно удобно при съемке в режиме двойной или длинной экспозиции.

Выключатель питания и кнопка спуска затвора расположены близко друг к другу, Instax быстро включается и быстро фотографирует.

Управление режимами съёмки ставит целью адаптировать особенности процесса к разным ситуациям. Но здесь, к сожалению, не все гладко. К каждой сцене нужно приноровиться; иногда на это уходит по 2-3 кадра.

 

От фотохимического процесса поневоле ожидаешь большей фотографической широты: возможности воспроизведения деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях изображения, более высокой детализации и меньшей контрастности. Но не тут-то было!

Модифицированный «мгновенный» процесс выдает снимки с непонятной цветопередачей и слабой детализацией, слишком контрастные по тональным характеристикам, но одновременно небогатые светотональными переходами.

Изображение в видоискателе отличается от того, которое получится на снимке, причем отличие выражено тем сильнее, чем ближе к объекту съёмки расположена камера. Это вызвано несовпадением оптических осей объектива и камеры и называется параллаксом. Границы снимка будут смещены вправо и вниз, и это следует учитывать при кадрировании.

Автоматический экспонометр ведет себя несколько странно: он нередко ошибается, причем в обе стороны, допуская как недодержку, так и передержку. Особенно часто это происходит при отключении вспышки (вероятно, автомат обижается на такое самоуправство). Использование длительных выдержек при съёмке со штатива или с упором тоже не всегда происходит с правильной экспозицией. Ясное дело, это компенсируется повторными снимками с поправками экспозиции, но при этом расходуется недешевый ресурс кассеты с пленкой.

 

Никакого баланса белого в камере нет — вернее, он есть, но фиксированный, ориентированный на рассеянный солнечный свет днем, и присущ не камере, а светочувствительной «пленке» в кассете. При съёмке в свете ламп накаливания все будет желтым, в пасмурную погоду — голубоватым. Хорошо, что вспышка по спектральному составу соответствует «пленке» и позволяет получить нейтральную цветопередачу. Впрочем, «лобовой» характер светового импульса еще сильнее «отбеливает» света и проваливает тени в черноту.

Ввиду того, что размер снимка небольшой, для лучшего результата следует выбирать крупные планы и не рассчитывать на адекватную проработку мелких деталей. Вообще, чем меньше подробностей содержит сцена, тем более адекватный ожиданию снимок получится в результате.

Instax Wide 300

Fujifilm Instax Wide 300 обладает самым большим в своём классе размером отпечатков: 86 x 108 мм (ни о каких пикселях речи не идёт, ведь фотография существует только в аналоговом виде). При этом площадь самого изображения несколько меньше – 62 x 99 мм.

FujiFilm Instax Wode 300.

FujiFilm Instax Wode 300.

FujiFilm Instax Wode 300.

Разумеется, такой размер отпечатков напрямую повлиял и на габариты камеры. При сложенном объективе они составляют 167,8 х 94,7 х 120,9 мм. Если честно, то такой камерой можно гвозди забивать. Но такова плата за «широкий» формат снимков. Вес при этом составляет 612 грамм, и это без учёта четырёх батареек типа АА, от которых работает камера. По заявлению производителя одного комплекта элементов питания должно хватить на 100 снимков.

Также как в Instax Mini 90 в Instax Wide 300имеется и стандартная резьба для крепления штатива, однако вряд ли это вам пригодится. Выдержка определяется автоматически в диапазоне от 1/60 до 1/200 секунды. Наличие таймера спуска пригодилось бы для групповых снимков, но он в камере не представлен.

FujiFilm Instax Wode 300.

FujiFilm Instax Wode 300.

FujiFilm Instax Wode 300.

Отметим, что фотограф может вмешаться в работу автоматики камеры. 

Перед съёмкой фотоаппарат необходимо зарядить. Пользователям понадобится кассета с плёнкой. Подходят только картриджи серии Wide, выпускаемые Fujifilm.

FujiFilm Instax Wide 300.

FujiFilm Instax Wode 300.

Картриджи Instax.

FujiFilm Instax Wode 300.

FujiFilm Instax Wode 300.

После выхода заглушки в распоряжении фотографа десять снимков. Правила съёмки аналогичны mini 90. Чтобы кадр получился чуть светлее, можно воспользоваться режимом L (Lighten), для затемнения — режимом D (Darken). Активировать их можно соответствующей клавишей. Доступен также и режим принудительной вспышки. Последней настройкой является режим фокусировки. У него существует лишь два положения: от 90 см до 3 метров и от 3 метров до бесконечности. На этом все настройки камеры заканчиваются.

 

Итоги

Обе модели и Instax mini 90, и Instax Wide 300 своего рода игрушки для детей, не более того. Они могут познакомить молодое поколение с технологиями прошлого века. Претендовать на реальное использование для качественной и серьёзной съёмки они не могут. Любой смартфон стоимостью от 6000 рублей снимает гораздо лучше камер FujiFilm Instax.

Для детей Instax mini 90 и Instax Wide 300 могут быть интересны как увлекательный процесс: из коробочки выходят карточки, которые через небольшой промежуток времени начинают отображать фотографию. Эдакий «киндер сюрприз».

Рекомендовать покупку камер Instax для создания качественных снимков нельзя, разве что в виде подарка для школьников – своеобразной фотоигрушки за 6000 или 8000 рублей.