Мобильный телефон появился для того, чтобы сделать жизнь проще и удобнее. Мы с Вами, взрослые люди, отлично это понимаем. Но вот наши дети имеют на этот счет совсем иное мнение. Они придумывают для этой высокотехнологичной штуковины совсем не те способы использования.
Мы почему-то полагаем, что подрастающему поколению известно о телефоне все то, что и нам самим. Мы думаем, что он нужен нашим детям для того, чтобы держать с нами связь. А они думают - он для того, чтобы извлечь из него максимум удовольствия. И именно из-за таких заблуждений в интересах детей и взрослых начинают возникать конфликты. Конфликты эти, как правило, случаются в школе или в общественных местах [библиотеки, музеи, театры].
Вы некогда не замечали, что практически все дети в возрасте от 5 до 14 лет считают, что мобильник - это универсальная игрушка. Они и представить не могут, что первостепенная функция телефона – связь с родителями.
Как-то весной этого года я пришел чуть раньше положенного в школу за своей двоюродной племянницей, которой 11 лет. Первое, что бросилось в глаза, были мобильные телефоны учеников даже самых младших классов. Удивительно, но еще 2 или 3 года назад я и подумать не мог, что у каждого школьника начального звена будет свой мобильный. Да, бесспорно, когда телефон с ребенком, всегда можно проконтролировать местонахождение чада. Я ничего не имею против всех высокотехнологичных коммуникационных устройств. Но видя, что милые детишки вытворяют на уроке с сотовым, просто диву даешься. Они и сами отвлекаются, и других привлекают. Нередка картина, когда ученики попросту срывают урок перезвонами по сотовым телефонам. К тому же находчивые школьники пишут с помощью SMS шпаргалки. Вы только представьте подростка, который просит свою маму купить ему Nokia N80 только лишь потому, что используя Интернет, Wi-Fi и другие функции, ему будет проще писать контрольные работы или изложения.
Очевидно, что купив ребенку телефон, нужно обстоятельно объяснить, для каких целей была совершена покупка. Маленькому Саше, Сергею или Наташе стоит пояснить, что отвечать на звонки во время урока никуда не годиться. Лучше перевести телефон в беззвучный режим или же выключить.
Именно поэтому в отдельных школах Челябинска классные руководители стали проводить лекции по «мобильному этикету» как со школьниками, так и с их родителями. Зачастую ребята злоупотребляют мобильными новинками, абсолютно не подозревая о том, что они мешают занятиям. Помимо этого есть и другая немаловажная проблема - кражи сотовых телефонов в школах, которые случаются все чаще. Причем в случившейся пропаже родители винят не свое родное чадо, которое оставило телефон в кармане куртки.
Помимо специальных бесед некоторые школы в Москве ввели специальные правила. Новые правила закрепляют за учителем право отобрать телефон у ученика, мешающего классу во время урока. После урока телефон должен быть обязательно возвращен владельцу.
Рядовые сотрудники школ считают такое наказание малоэффективным и предлагают разрешить преподавателям конфискацию сотовых телефонов у нарушителей дисциплины на неделю. Родители не довольны, поскольку с правовой точки зрения, данные правила очень сомнительны.
Летом моя двоюродная племянница, со всем классом ходила в оперный театр. И каково мне было слышать во время спектакля радостные хихиканья учеников, вперемешку со звуками мелодий их мобильников. После спектакля учительница выразила недовольство поведением детей, а дети вообще не понимали, за что их собственно ругают.
Некоторые родители почему-то думают, знание простых правил этики впитывается с молоком матери. Им даже в голову не приходит объяснять такие элементарные, с их точки зрения, вещи своим детям. А поскольку школьникам никто ничего не объяснил, то они воспринимают требование «выключить телефон в театре» как нарушение своих прав и пресловутой демократии. Им и в голову не приходит, что включенный телефон на уроке, лекции или в театре — это непозволительно и неэтично. Они, скорее всего, не знают, что демократия не возможна без учета прав окружающих тебя людей.
Совсем недавно поймал себя на мысли, что операторы мобильной связи и особенно контент-операторы приобщают детей [школьников в том числе] к недетским занятиям. Провайдеры неустанно присылают SMS-завлекалочки разного содержания от безобидного прогноза погоды до заказа порно. Мы, взрослые, в отличие от наших детей уже научились это терпеть. Возникает вопрос, нужна ли эта информация детям и подросткам? «Откуда нам знать, что это телефон ребенка?», - защищаются контент-провайдеры. Знать им, конечно же, неоткуда. Но вот совместно с операторами сотовой связи можно запустить специальные «очищенные» от мусора и SMS-спама тарифы специально для детей [специальные продукты практически не развиты на рынке региона]. Почему бы не последовать за таким предложением хотя бы федеральным сотовикам?
Вместо этого приходится констатировать, что в школе и дома, вместо обеда и сна, наши дети [между прочим, наше будущее!] рассылают SMS-сообщения, и с истерией ожидают ответа. В конце концов, они получают долгожданный пошлый анекдот или противный донельзя мотивчик из «Бумера». Как это не парадоксально они этому безумно рады, они даже начинают хвалиться картинкой обнаженной особы перед сверстниками.
Даже детские психологи начали замечать, что некоторые подростки стали зависеть от телефонной трубки. Специалисты предупреждают, если Ваш сын или дочь проводит часы за рассылкой SMS, значит, ему скучно и одиноко. А это говорит о том, что ему не хватает общения, новых впечатлений. Я полностью убежден, что ребенок вне школы, не должен просто сидеть дома. Лучше устроить его в музыкальную школу или спортивную секцию. Главное, чтобы из-за чрезмерной виртуализации общения маленький человечек не замыкался в себе.
В подтверждении всего сказанного, на днях нашел информацию в Интернете о том, что первый урок «мобильного этикета» азиатские и европейские школьники осваивают, дружно складывая свои телефоны в специальную коробку. Таким образом, сотовая связь «не мешает образовательному процессу». Примечательно, что в этих правилах нет ничего сверхъестественного. Все они практически идентичны для всех стран мира, в том числе и для России. Хотелось, чтобы и в нашей стране правила «мобильного поведения» хоть в какой-то мере доносились до маленьких ребят. Согласитесь, что детям очень и очень важно прививать культуру, которой так не хватает в последнее время. А пока сотовый телефон словно завис над категориями «друг» и «враг» .