Если углубляться в историю зарождения российской танцевальной музыки, то перед глазами возникают два вполне узнаваемых образа: Евгений Рудин (DJ Грув) и Владимир Фонарев (DJ Фонарь). Именно они заразили меломанов популярной музыкой нового поколения. Поколения, которое в начале девяностых и уже сейчас технически оснащено лучше, интереснее, богаче (в финансовом эквиваленте), нежели другие музыканты. И тот и другой сейчас владеют практически всеми направлениями dance музыки, а начинали совершенно с разных течений. Грув - с techno, dram’n’base, Фонарь - с trance музыки. Интернет-порталу «Мобильный Екатеринбург» удалось поговорить о высокотехнологичной музыке с Владимиром Фонаревым. Разговор глубокий и познавательный…

- Хочется поговорить о технической стороне создания той самой музыки, которую ты преподносишь массам. Если следить за эволюцией, насколько и каким образом все изменилось за 17 лет присутствия Владимира Фонарева на поп-электро сцене? Стало проще, сложнее, удобнее…

Володя ФОНАРЬ: Сейчас у большого количества людей появилась возможность записывать музыку. Если в девяностые годы большинство рекорд и записывающих компаний работали с виртуальными музыкальными инструментами, использовались разнообразные компрессоры, синтезаторы, drum-машины, тогда они имели натуральный вид. С развитием технологий, удешевлением того самого оборудования, появлением различных плагинов, музыкальных программ, все стало очень доступно для большого количества людей. Здесь есть плюсы и минусы. Плюсы в том, что почти каждый имеет компьютер и возможность наполнить его всевозможным софтом, тем самым, придумывая интересные композиции. Появилось много артистов, делающих интересную музыку. Но качество мелодии достаточно упало, потому что многие музыканты игнорируют прогон треков, выкладывая сразу их в ротацию рекорд компаний. Любая музыка должна проходить обкатку на танцполе непосредственно. Сейчас огромное количество порталов, интернет-ресурсов продают треки. Это не совсем правильно, так как нужно поиграть на танцполе, потом записать в хорошей студии, где есть новейшее оборудование, классные мониторы, хорошие звуковые пульты и специалисты, занимающиеся сведением, мастерингом. Количество музыки выросло, а вот качество упало значительно. Еще одна важная проблема, что молодые музыканты не «запариваются» по звуку, не шлифуют свои треки, а просто выкидывают в продажу, пытаясь заработать хоть какие-то деньги.

- Володя, как часто приходится возвращаться к аналоговому оборудованию?

Володя ФОНАРЬ: Периодически возвращаемся, но редко. Сейчас появилось очень много, к примеру, синтезаторов, которые могут выдать «аля» аналоговый звук, работать по midi. Есть очень важный момент: на звучание любого внешнего устройства влияет атмосфера, температура помещения, комната, недостаточная звукоизоляция и так далее. К примеру, вы закончили сессию, выключили свет, закрыли все двери, ушли. На следующий день решили продолжить создание трека, а звук исходит совершенно иной. Звук, как живой. Успешны те артисты, которые действительно уделяют звучанию достаточное количество времени.

- Существует популярное мнение, что электронная музыка в чистом виде чересчур роботизированная, загнанная в рамки оборудованием. Твое мнение по этому поводу?

Володя ФОНАРЬ: Это присутствует, безусловно. Зависит от того оборудования, которое используешь, тех самых плагинов. Все индивидуально, всегда можно понять, насколько человек серьезно отнесся к работе. Есть треки, которые умирают через 2-3 проигрывания, но я и мои коллеги стараемся создать то, что будет жить полгода, год и более.

- Что касается временных рамок, как долго создавались треки в 1991? И как скоро они воплощаются сейчас? Создание зависит от времени?

Володя ФОНАРЬ: Думаю, нет. Если есть музыкальные идеи и вдохновение, то можно сделать и за один день, потом только дорабатывать, регулировать кое-где. Можно делать неделю, две, три и так далее. Музыка – это как стихосложение. Тоже искусство: есть вдохновение - сработаешь быстро, нет – будешь сидеть долго.

- Что касается софта и электронных инструментов. Какие программы, какие версии, с кем сотрудничаете и на каких условиях?

Володя ФОНАРЬ: Сейчас я и мои ребята работаем в программе Logic*, кто-то старается работать в Cubase*, все равно многие возвращаются к Logic, потому что тот пакет, который предлагает производитель Apple, очень разнообразен. Помимо своих «vst» плагинов, которые существуют у меня, Logic предлагает такое количество, что можно просто утонуть. Данная программа хороша и тем, что есть возможность начать и завершить работу, не пользуясь другим софтом и устройствами. Вплоть до мастеринга, сведения и записи на специализированную болванку. Для меня эта программа удобнее, я не считаю себя супер профессиональным музыкантом, я открыто говорю о том, что я больше ди-джей, нежели композитор.

- Существует команда, в которой ты состоишь,  называется «AUDIO Crew», чем занимаетесь?

Володя ФОНАРЬ: Например, вы открываете клуб, вам нужна профессиональная консультация. «Audio Crew» именно этим и занимается, помогает вам поставить правильное и надежное оборудование, отталкиваясь от целей и задачей клуба. Ведь большинство учредителей особо не следят за данным аспектом, ставят то, что мощнее, но дешевле, тем самым, приводя музыкантов в заблуждение. Каждый монитор, коммутатор играет роль, если все любительски и неудобно, то диск-жокей просто не сможет хорошо отыграть. Если честно, то данная услуга сейчас не востребована, потому мало тех, кто хочет платить деньги за подобного рода консультации. Скорее платят фирмам- производителям, но как показывает статистика, в танцевальном профессиональном оборудовании разбираются они не очень хорошо. 

- Володя, насколько помню, то приоритетное для тебя направление – это транс, на каком этапе развития он сейчас находится и что сверхнового музыканты сейчас изобрели?

Володя ФОНАРЬ: Существует стиль, в нем целый спектр. От психоделик до популярной коммерческой музыки. Сейчас я более отхожу от мелодичной, лиричной музыки, ориентированной на радио и коммерческие каналы, мне более интересно андеграундное течение. Я ищу в треках глубину и содержание, более такие космические направления. Сейчас я обнаружил для себя очень много интересных музыкантов, пускай даже расцвета девяностых годов.

- Володя, предлагаю немного абстрагироваться от применения технологических нововведений к твоему творчеству. Хочется поговорить о том, что из мобильных устройств, выпущенных, например, в 2007 году, тебя удивили и что помогает тебе быть всегда мобильным и оперативным?

Володя ФОНАРЬ: Конечно же, мобильный, карманный интернет и iphone, который я недавно приобрел. Он позволяет мне очень быстро общаться, обмениваться данными, выходить в Интернет, все очень здорово. Я отношусь к той категории людей, которые пользуются тем, что необходимо. Связь, Интернет, различные sms-агенты. Мне этого достаточно.

- У многих диск-жокеев всегда с собой определенный кейс. Если не секрет, его содержание?

Володя ФОНАРЬ: Смотря, конечно, что каждый человек с собой возит. Если говорить обо мне, то там: пульт, звуковая карта, наушники, дополнительные компакт-диски, ноутбук, midi контроллеры. Сумка достаточно тяжелая, но без этих атрибутов никуда.

- Десять дней назад ты отпраздновал очередной день рождения. Как все прошло, что интересного подарили?!

Володя ФОНАРЬ: Прошло все великолепно. Самый главный подарок то, что ко мне пришли мои самые близкие друзья. Было очень много людей, все поздравляли, дарили, веселились. Я отыграл емкий и очень веселый сет, так что все остались довольны.

- Володя, огромнейшее спасибо за интересное и познавательное интервью, читайте о себе на интернет-портале www.mobichel.ru.

Володя ФОНАРЬ: Вам спасибо, было приятно общаться!

Примечание автора: На дне рождении Володи Фонаря присутствовало около ста гостей. Среди них: друг и коллега DJ Грув и резидент «Comedy Club» Тимур Родригес.

*Logic, Ableton, Cubase, Reson – это программы для создания, редактирования и воспроизведения исходных и готовых музыкальных материалов. В каждой из представленных макси утилит существует свой банк виртуальных электронных инструментов, которые можно использовать как угодно. Программы затратные и по своей стоимости, и по техническим требованиям.