В Екатеринбурге запущены первые трамваи с бесплатным Wi-Fi доступом. На пяти городских маршрутах уже работают 10 вагонов, оборудованных специальными роутерами. Технологической стороной проекта занимался оператор «Билайн», а партнерами выступили Муниципальное предприятие «Трамвайно-Троллейбусное управление» и администрация Екатеринбурга. На мероприятии открытия побывал корреспондент нашего проекта.
Никогда бы не подумал, что мероприятие, посвященное мобильным технологиям и Интернету, может состояться в трамвайном депо. Казалось бы, что у них общего? Но всё в этой жизни бывает. Так вышло и сейчас.
Без специального разрешения или пропуска на территорию южного депо простому человеку не пройти. Но стоило сказать волшебную фразу на КПП: «я на презентацию Wi-Fi», как все двери оказывались открытыми.
О всей серьезности мероприятия и участии администрации Екатеринбурга говорили автомобили представительского класса, замеченные на территории трамвайно-троллейбусного депо. Они серьезно контрастировали со старенькими трамваями прошлого века и техниками, слесарями в грязной одежде. А издали виднелся трамвай №18 с яркой рекламой «Билайна». Вокруг него уже собрались представители прессы, сотрудники «Билайна» и служащие из мэрии.
Подойдя поближе к вагону, я первым делом достал свой телефон. «Free Wi-Fi» уже работал. Девайс сразу же подцепился к бесплатному Интернету. Странички грузились шустро. Замер скорости показал 3,11 Мбит/с на входящем потоке и 1,2 Мбит/с на исходящем потоке. У коллег мобильники показывали аналогичные цифры.
Презентация проекта началась с небольшим опозданием. В ней приняли участие глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб и генеральный директор компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Антон Кудряшов.
- Сегодня мы запустили уникальный для Екатеринбурга проект с бесплатным Wi-Fi в общественном транспорте. Это один из шагов подготовки города к проведению матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году и всемирной выставки «ЭКСПО-2020, - говорит Александр Якоб. - Если услуга будет востребована жителями и гостями города, то опыт будет ретранслирован на другие виды общественного транспорта.
Городские власти начали работу по реализации проекта ещё в прошлом году, когда проводили тестирование системы в автобусах. Но по техническим вопросам реализация такого проекта в автобусах потребовала более детальной проработки систем питания. Необходимо было обеспечить стабильное напряжение 220 вольт для работы оборудования. С автобусами этого реализовать не получилось.
Проект внедрения бесплатного Интернет в трамваях уральской столицы полностью финансирует оператор «Билайн»: от закупки, установки, настройки и интеграции оборудования, до изготовления информационных материалов и оплаты трафика. По информации оператора, затраты на проект без учета интернет-трафика составили 330 тысяч рублей.
- Сегодня уже 35% жителей Екатеринбурга используют мобильный интернет с телефона. Благодаря проекту «Wi-Fi в общественном транспорте», таких людей может стать значительно больше, так как многие абоненты предпочитают именно бесплатные зоны доступа в интернет для своего выхода в сеть с мобильного телефона или планшета, - отмечает Антон Кудряшов.
Для размещения роутеров были выбраны трамваи марки «Спектр», которые изготавливают на «Уралтрансмаше». Роутеры расположены в кабине водителя в центральной консоли внутри. Питание они получают от бортовой сети трамвая. Система предусматривает автоматическую защиту от перенапряжения и короткого замыкания.
Используемый в рамках реализации проекта 3G роутер Wi-Fi Huawei b260 безопасен для использования, имеет необходимые сертификаты соответствия ГОСТам и сертификацию в области связи.
Бесплатным доступом в Интернет на данный момент обеспечены 10 вагонов, которые обслуживают самые протяженные городские маршруты: 3, 18, 21, 26 и 32. На пути следования по этим маршрутам располагается большинство учебных заведений города, что также должно привлечь аудиторию к использованию бесплатного Интернета.
Определить трамвай с бесплатным Интернетом «Билайна» можно по специпльным наклейкам, которые есть на кузове вагона и на спинках сидений в салоне.
Для «Билайна» участие в этом проекте является, по сути, благотворительностью. В компании понимают, что заработать на бесплатном Wi-Fi невозможно.
- Бесплатный Wi-Fi в трамваях станет приятным бонусом для пассажиров. Для компании этот проект носит социальный характер. Наши специалисты сейчас работают над тем, как наилучшим образом реализовать проект и обеспечить максимальное количество пассажиров трамваев бесплатным интернетом, - подчёркивает директор уральского филиала ОАО «ВымпелКом» Дмитрий Киселёв.
После официальной части у участников мероприятия появиляется возможность лично протестировать работу бесплатного Wi-Fi в вагоне трамвая во время специальной экскурсии по городу. Одним из первых этой возможностью пользуется Александр Якоб. Он лично пробует работу мобильного Интернета, зайдя со своего рабочего iPad на официальный сайт администрации Екатеринбурга.
- Я регулярно пользуюсь мобильным интернетом: просматриваю новости, в частности, сайт администрации, электронную почту, кое-что другое. Вот вижу, что всё работает быстро. Сайт загрузился быстро, - поделился своими впечатлениями Александр Якоб.
Возможность протестировать работу Wi-Fi в трамвае была и у меня, благо, что под рукой был ноутбук. Пара мгновений и запущена онлайн трансляция «Первого канала» и канала «Дождь». Потоковое видео на удивление очень достойное. Тест скорости по Speedtest.net показывает достойные результаты.
Но стоило нам выехать за пределы трамвайного депо, как скорость Интернета падает до минимума. Потоковое видео зависло. А на перекрестке улиц 8 марта и Декабристов Интернет пропал совсем. Это можно объяснить двумя причинами: либо высокой нагрузкой на 3G сеть в этом районе, либо неудачным переключением между базовыми станциями. Первый вариант, кажется, наиболее правдоподобным. Неужели я мог «положить» роутер просмотром потокового ТВ? Через пять минут Интернет снова работает шустро.
Очередной тест скорости в районе Куйбышева – Розы Люксембург показывает 3 Мбит/с на входящем потоке. А на Луначарского он снова показывает всего 200 Кбит/с. В общем, Wi-Fi в трамвае работает точно также, как вся сеть «Билайна» по городу. И это понятно, ведь роутер функционирует как стандартный телефон. Он просто раздает 3G по Wi-Fi.
За время нашей экскурсии по городу, длившейся около 40 минут, Интернет вел себя нестабильно. Где-то он был очень хорош, а где-то было невозможно отправить пост в Twitter. Самая сложная ситуация наблюдалась в центре.
Похожие проекты в течение последнего времени запускали и другие операторы по всему Уралу. Так, МТС запустил бесплатный Wi-Fi в трамваях в Перми и Магнитогорске, а также в междугородних автобусах в Тюмени. МегаФон предоставляет бесплатный мобильный Интернет в троллейбусах в Перми и в автобусах в Тюмени. Но особой популярности у населения они не получили. За месяц пользователи выкачивали, в лучшем случае, по 100 – 150 Мбайт в месяц на город!
Вот и получается, что бесплатный Wi-Fi в трамвае, троллейбусе или автобусе – отличный имиджевый проект. Но реальной необходимости он в себе не несет.
И всё же хорошо, что трамваи с бесплатным Wi-Fi появляются и в нашем городе. Мы круты! =)
До этого много лет регулярно пользовался услугми наземного транспорта типа "маршрутка". В утренние и вечерние часы людской столбняк такой, что не то что смартфон из кармана достать - яйца не почесать.