В марте Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области распространило информацию о признании рекламы Интернет-провайдера «Интерсвязь» ненадлежащей. Кроме того, в ФАС поставили под сомнение получение «Интерсвязью» некоторых наград. «Мобильный Челябинск» попытался разобраться в тонкостях этого дела.
Противостояние Управления Федеральной антимонопольной службы [УФАС] по Челябинской области и компанией «Интерсвязь» началось в начале марта 2008 года. Причиной напряженности стал распространенный УФАС пресс-релиз, в котором сообщалось, что комиссией ведомства было рассмотрено дело по признакам нарушения компанией «Интерсвязь» законодательства о рекламе.
Комиссия федеральной службы пришла к выводу, что, во-первых, «Интерсвязь» размещала на собственном сайте и трех челябинских телеканалах недостоверную рекламу. Кроме того, чиновники поставили под сомнение данные о том, что «Интерсвязь» является лауреатом международной премии «Лидер экономического развития России», а также обладателем званий «Лучший провайдер – 2004, 2005, 2006» и «Лидер российской экономики – 2006».
Следует отметить, что рекламная компания «Интерсвязи» осенью 2007 года действительно вызывает недоумение. Напомним, что в рекламе весьма и весьма похожей на «Операцию «Тайд» или кипячение» содержались некорректные высказывания об ADSL-технологиях, в том числе: «приносите ваши модемы и обменивайте их на бесплатный Интернет», «произведено массовое уничтожение уже ненужных вам ADSL-модемов» и другие. Эти сообщения сопровождались изображением разбитых модемов. Кроме того, на челябинских телеканалах транслировался рекламный ролик, в котором содержались негативные сведения об ADSL-модемах, которые в итоге демонстративно выбрасываются и заменяются связью по технологии Ethernet. Помимо всего прочего, в ролике звучали фразы: «Итак, прошел месяц. Каковы ваши впечатления? – Мы даже пытались прокипятить ADSL-модем, но качество от этого не улучшилось. – У вас все еще ADSL-модем? Тогда мы идем к вам».
Не лишним будет заметить, что через три недели после начала показа телевизионной рекламы некоторые телеканалы решили приостановить трансляцию рекламных роликов.
В то же время ADSL-провайдеры, компании «Уралсвязьинформ» и «Верес», обратились с жалобами в антимонопольную службу по приведенным фактам. По их мнению, высказывания, которыми сопровождалась реклама, напрямую затрагивают интересы провайдеров, предоставляющих услуги доступа в Интернет по технологии ADSL.
Шестого марта этого года УФАС признало рекламу компании «Интерсвязь» недостоверной и недобросовестной и выдало предписание прекратить распространение ложных сведений. В настоящее время комиссия антимонопольной службы выносит решение и определяется с размером штрафа [заседание комиссии намечено на 31 марта], который, по их мнению, должна заплатить «Интерсвязь». Цена вопроса составляет от 40 до 500 тысяч рублей.
В минувшую среду на пресс-конференции, организованной компанией «Интерсвязь», представители провайдера рассказали о своем видении проблемы.
- Дело в отношении компании «Интерсвязь» в антимонопольной службе не заводилось в принципе. В связи с этим пресс-релиз УФАС содержит информацию не соответствующую действительности, наносит финансовые убытки ЗАО «Интерсвязь», порочит его деловую репутацию, как коммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность на рынке услуг связи,- рассказывает председатель совета директоров группы компаний «Интерсвязь» Леонид Вахрамеев.
Стоит отметить, что особый акцент представители челябинского провайдера сделали не на обсуждение претензий по недобросовестной рекламе, напротив, их больше интересовал вопрос признания всех наград и заслуг, в которых, в общем-то, мало кто сомневался.
Как оказалось в момент проверок, «Интерсвязь» представила не все документы запрошенные УФАС.
- Мы действительно стали лауреатом международной премии «Лидер экономического развития России». УФАС заявляет, что мы не предъявили достаточных доказательств этого факта, но на самом деле у нас их просто не запросили, – отмечает Леонид Вахрамеев. – Статуэтка Меркурия и диплом у нас есть, просто до недавнего времени мы не могли их забрать из Москвы. Теперь нам пришлось это сделать, и вы сами можете видеть их своими глазами. Все здесь: золоченый Меркурий на малахитовом пьедестале и диплом лауреата премии.
Удивительно, но получился своеобразный «глухой телефон»: одни попросили представить исчерпывающие доказательства, другие, в связи с недоступностью материалов [наград и дипломов], решили проигнорировать запросы и выслали только часть данных. В итоге все недопонимания сторон вылились в публичное противостояние, в котором виноваты и УФАС, и «Интерсвязь».
Так, по словам представителей интерент-провайдера, все претензии в реальности адресованы не всей группе компаний «Интерсвязь», а только дочке ООО «Интерсвязь-6».
- В документах УФАС фигурирует только одно наше подразделение – ООО «Интерсвязь-6», которое занимается рекламой. А вот в сообщении УФАС это юридическое имя не упоминается, а вместо него указывается компания «Интерсвязь». Получается, что государственная служба просто на просто занимается подменой понятий, – заключает Денис Турбин, адвокат компании «Интерсвязь», член коллегии адвокатов «Фактор». – Складывается впечатление, что дело заводится в отношении всей группы компаний, а не одного ее подразделения. Выходит, что антимонопольная служба допускает те же самые нарушения, в которых она упрекала нас, указывая на неточные сведения о врученных нам наградах. О причинах таких действий со стороны УФАС можно только догадываться.
- Если бы в пресс-релизе упоминалось ООО «Интерсвязь-6», это не привлекло бы такого внимания со стороны СМИ, как в данном случае. Вообще же ООО «Интерсвязь-6» наша дочерняя компания, которая занимается рекламой. Именно она будет подавать в суд и опротестовывать решения ФАС, - делится своими ощущениями Леонид Вахрамеев. Стоит оговориться, что мы со своей стороны никого не обвиняем. Мы сами хотим разобраться в этой ситуации и восстановить свое доброе имя.
В ответах на вопросы журналистов представители «Интерсвязи» все-таки дали понять, в чем стоит искать причину, и кто является инициатором скандала на самом деле.
- Вообще дело было заведено по обращению «Уралсвязьинформа». После этого мне приходилось общаться с руководителями по телефону. Позиция их была такая: есть закон, есть суды, вот пусть они и разбираются, – отмечает г-н Вахрамеев.
Не забыли в «Интерсвязи» обратить внимание журналистов на ADSL-технологию в самом что ни на есть пафосном и эпатажном стиле. Прямо во время пресс-конференции три человека пытались приготовить кулинарное блюдо из ADSL-модема. Понятно, что у них ничего не получилось. Только вот зачем была нужна вся эта акция сомнительно характера непонятно.
В заключении пресс-мероприятия представители «Интерсвязи» четко обозначили план своих дальнейших действий. Компания никаких штрафов платить не намерена, и после вынесения окончательных предписаний о нарушениях на заседании 31 марта 2008 года будет обжаловать решения УФАС.
Продолжение скандальной истории ожидает нас в апреле. А пока стоит признать, что и Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, и компания «Интерсвязь» оказались в весьма неудобной позиции.