Количество людей, осуществляющих покупки в Интернете растет в геометрической прогрессии. Билеты, одежда, обувь, книги, электроника и техника, туристические путевки - все это в два клика можно приобрести, не покидая своего рабочего места или дома. Согласно маркетинговым исследованиям, 10 процентов жителей Земли, а это, ни много ни мало, 900 млн. человек, регулярно совершают покупки в Интернет-магазинах. Только в России товары он-лайн приобретают до 30 млн. человек ежегодно, и эта цифра продолжает расти.

На сегодняшний день 39% продаваемых через Интернет товаров составляет бытовая техника и электроника. Далее с большим отрывом следуют компьютерные комплектующие (14%), еще 10% приходится на игры, игрушки, товары для детей и подарки. На товары для дома - 8% от всех покупок, столько же на автозапчасти. 7% занимают книги, газеты, журналы и диски (CD, DVD и прочие). А вот спрос на косметику растет в геометрической прогрессии.

Аналитики подсчитали среднюю сумму, потраченную за год типичным пользователем онлайнового шопинга. Это 634 американских доллара.

Как делать покупки в Интернете?

Бум интернет-покупок, скорее всего, объясняется тем, что постоянная работа с Интернетом выработала у людей стойкую привычку, плавно переходящую в инстинкт: для поиска любых сведений надо идти в Сеть. Простейший запрос в поисковой системе – например, «смартфон» или «купить ультрабук» - выдаст огромное количество ссылок на сайты с предложением этого товара. Следует обратить внимание на то, что при современном уровне технологий оплату покупок можно осуществить мгновенно, не отходя от компьютера. А самое главное, не придется расставаться с милыми сердцу хрустящими купюрами - всего лишь одно нажатие клавиши: оплата производится электронными деньгами. В России наибольшее распространение получили три системы электронных платежей: классическая оплата по банковской карте, «WebMoney» и «Яндекс.Деньги». Нельзя не согласиться с тем, что этот психологический момент виртуальных покупок часто играет с покупателем злую шутку, способствуя совершению спонтанных, необдуманных приобретений.

Что касается набора услуг в Интернет-магазинах, то он практически всегда одинаков. Используя несложную систему навигации, переходя из раздела в раздел, выбирается товар. При этом у опытного покупателя открыто сразу несколько окон с сайтами разных виртуальных магазинов. Поэтому у «акул Интернет-покупок» на принятие решения, особенно если это касается крупных приобретений, уходит от трех до пяти часов.

На грамотно сконструированных веб-ресурсах можно искать товар «по производителю» или ограничиться конкретной моделью, узнать ее подробные характеристики. При желании можно обсудить достоинства и недостатки того или иного товара со специалистами или другими клиентами.

Качество сервиса в разных электронных магазинах сильно отличается друг от друга . В фешенебельных виртуальных супермаркетах все характеристики изделия кратко представлены в аккуратно оформленных таблицах. В магазинах попроще эти же данные реализованы в виде текстовой справки, а какой-нибудь важный параметр запросто может быть опущен.

Отличается и уровень консультативной помощи клиенту. Наиболее серьезные магазины предлагают целый спектр услуг: от обычного телефонного звонка до чисто сетевых способов общения, таких как диалог по Skype или ICQ с дежурным консультантом. Электронные письма могут обрабатываться больше недели (как повезет), а звонить в другой город весьма накладно.

Товар в электронном магазине нельзя пощупать и этот недостаток многие пытаются компенсировать дополнительными услугами, свойственными Интернету. На большинстве сайтов применяется функция сравнения, используя которую можно сравнить одновременно две и более модели и принять верное решение.

Процедура заказа во всех электронных магазинах выстроена по единой схеме. В определенную форму заносятся данные о модели, имя контактного лица, адрес и номер его телефона. К сожалению, в некоторых случаях попытка оформить покупку может вылиться в долгое и нудное заполнение анкеты, где обязательно указание информации, требующейся явно не для доставки товара, а для последующей «обработки» клиента рекламными сообщениями.

Опасно ли делать покупки в Интернете?

Во-первых, покупки в Интернете обходятся на порядок дешевле, чем в обычных оффлайновых. Ведь Интернет-магазины не платят за аренду торговых площадей и складских помещений, не вынуждены содержать большой штат сотрудников.

Исследования книжного Интернет-рынка показали, что среднее отклонение цен в интернет-магазинах, по отношению к их стоимости в обычном магазине - 12,2%, максимальное – 23,6%, а предельная разница между ценами на одну и ту же книгу составила аж 33,4%.

Совет первый: прежде чем оформить заявку на приглянувшуюся вещь, лучше посмотреть цены в офф-лайн магазине.

Не все просто и с доставкой купленного товара, особенно если покупатель живет на периферии. Необходимо быть готовы к тому, что условия доставки покупок в разных магазинах сильно разнятся. Одни доставляют товары почтой. Причем в некоторых случаях Интернет-магазины не берут на себя ответственность за возможные накладки, связанные с работой почты Другие имеют собственную систему логистики, однако в этом случае срок доставки может достигать нескольких месяцев. В одних он-лайн магазинах цена доставки зависит от веса купленного товара, в других от габаритов, в третьих - от общей суммы покупки. Ну, а где-то доставка вообще бесплатная.

Совет второй: необходимо проверить условия доставки товара. Стоимость доставки может быть дороже самой покупки, а условия таковы, что в ожидании вожделенного товара придется провести немало времени.

На первый взгляд ассортимент электронных магазинов гораздо шире обычных. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что далеко не все из представленных на сайте моделей есть на складе.

Совет третий: лучше уточнить по телефону наличие товара на складе.

Разумеется, что, как и в реальной жизни, в сети запросто можно «нарваться» на отнюдь не виртуальных мошенников и аферистов, желающих завладеть вашими кровными.

Признаками Интернет-лохотрона могут служить подозрительно низкие цены, отсутствие номера телефона на сайте, почтовые ящики с бесплатным контентом (типа mail.ru), требование 100% предоплаты.

Обычным делом в последнее время стала Интернет-торговля контрафактной продукцией. Например, покупателю запросто могут «всучить» несертифицированную в России модель мобильного телефона, который не поддерживает принятый стандарт связи, либо не оснащенный русским шрифтом. Бывают случаи, когда по почте приходит товар с заводскими дефектами или, например, техника явно бывшая в употреблении. Судиться в таких случаях, особенно если продавец находится в другом городе, - дело довольно долгое и утомительное.

Специалисты полагают, что покупки в Интернете следует совершать только в специализированных магазинах. То есть там, где торгуют одним видом товара, например, только бытовой техникой, или только автозапчастями. Это в какой-то степени может обезопасить потребителя от возможных ошибок. Как правило, на таких Интернет-ресурсах можно найти аналитические материалы по теме или советы специалистов. На уважающих себя сайтах всегда выложены понятные условия гарантийного обслуживания, четко прописаны цены, как на товар, так и на его доставку.

Как правило, на сайтах Интернет-магазинов есть счетчики количества посетителей за день и за месяц. И хотя это не всегда объективный показатель добросовестности продавца, однако большое число посещений даст понять, что владелец магазина потратил значительную сумму для рекламы своего бизнеса.

Совет четвёртый: следует обратить внимание на посещаемость сайта, прежде всего на актуальность стоимости покупки.

Совершать покупки в сети интернет – это так же естественно для современных людей, как пользоваться мобильным телефоном, Skype, соцсетями или иметь дома цветной телевизор. Виртуальная торговля помогает пополнить коллекцию книг, обновить программы на компьютере или даже приобрести новый велотренажер.