Операторы сотовой связи настолько увлеклись борьбой с sms-мошенниками, что начали зарабатывать на мобильном контенте все меньше и меньше. Согласно последним данным агентства AC&M-Consulting, рынок мобильного контента в России в первом квартале 2010 года впервые уменьшился. Эксперты считают главным фактором снижения жесткие требования, которые операторы начали предъявлять к контент-провайдерам в связи с активной борьбой с sms-мошенниками.

В первом квартале 2010 года объем российского рынка мобильного контента (продажа мелодий, видео, игр, фото, программ для мобильных телефонов и т.п.) снизился на два процента до 10 миллиардов рублей, говорится в исследовании агентства AC&M Consulting. Снижение выручки на фоне роста других отраслей обусловлено борьбой с SMS-мошенниками. SMS-мошеничество в свою очередь становится серьезной угрозой для мобильного бизнеса.

Наибольший урон понесла компания МТС, чья выручка в первом квартале сократилась на 563 млн. рублей, или на 13% по сравнению с предыдущим кварталом. Главным образом, по мнению компании, убытки связаны с ограничениями, обусловленными борьбой с мошенническим контентом.

- По статистике 97% случаев мобильного мошенничества осуществляется с помощью коротких номеров, – отмечает директор челябинского филиала МТС Вячеслав Бежин. – Этими номерами владеют контент-провайдеры. Каждый оператор сотовой связи имеет прямые договоры с несколькими крупными компаниями такого рода, которые, в свою очередь, имеют десятки субподрядчиков, и так далее. Получается сложная система, в которой задействованы тысячи компаний, и операторам очень трудно отслеживать, кто и в каких целях использует номера, которые мы предоставляем для оказания вполне законных услуг.

Так, согласно новым правилам, принятым в МТС, в случае мошеннических действий, провайдер возвращает незаконно полученные средства абонентам. Если количество жалоб на контент-провайдера превысит установленный порог, оператор может расторгнуть договор с ним и внести его в «черный список», что исключит возможность повторного подключения недобросовестного провайдера через других контент-провайдеров. Более того, оператор контролирует рекламные материалы контент-провайдеров, проверяя достоверность информации о предоставляемых провайдерами услугах.

В марте 2010 года МТС ввели в действие новую платформу для работы с короткими номерами MSDP [Mobile Service Delivery Platform]. Функционал платформы позволяет оператору полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг. МТС сможет просматривать префиксы коротких номеров и осуществлять моментальную блокировку мошенников. Внедрение новой системы контроля позволит МТС производить точечные отключения мошеннических сервисов без нарушения работы добросовестных провайдеров.

 Наибольший урон понесла 
компания МТС, чья выручка в первом квартале сократилась на 563 млн. 
рублей.

По расчетам МТС, из-за SMS-мошеничества, дискредитирующего рынок контент-услуг, ежемесячно компания недополучает около 170 млн. рублей. В результате доля МТС на рынке контента сократилась за один квартал с 43 до 39%. Немного снизилась и доля «Мегафона» - с 29 до 28%. А вот «Билайн» догнал «Мегафон» по доле рынка, нарастив ее с 22 до 28%.

Рост доходов «Билайн» от VAS в самой компании объясняет запуском в первом квартале ежедневной лотереи «2010» (розыгрыш денежных сумм среди пользователей, отправляющих платные sms). Тем не менее, оператор прилагает максимум усилий для борьбы с sms-мошенниками.

- Количество обращений по мошенничеству сильно преувеличено и зачастую раздувается СМИ. В 2008 году это был 0,1% от общего количества обращений, а в 2009 - 0,6%. Хотя динамика очевидна, мы считаем, что бороться с мошенничеством можно и нужно, прежде всего, повышая грамотность абонентов. За 7 месяцев работы специально созданного бесплатного номера по мобильным мошенничествам 068044, на него обратились 300 000 человек, - подчёркивает Светлана Костромина, специалист по связям с общественностью оператора «Билайн» на Урале.

Помимо этого на сети оператора действует онлайн-тарификация, не позволяющая абоненту покупать контент при недостатке денег на счете. К тому же, оператор давно применяет к недобросовестным контент-провайдерам жесткие меры в виде штрафов, отключений и блокировки номеров.

Как узнать стоимость услуг контент-провайдеров?

МТС запустила услугу «Инфоконтент», позволяющую абоненту самостоятельно уточнить стоимость услуг по коротким номерам, предоставляемых по SMS и MMS-запросам. Чтобы получить информацию о стоимости любой платной услуги, необходимо отправить бесплатное SMS-сообщение со знаком «?» на короткий номер услуги. В ответ абонент получит SMS с достоверной информацией о стоимости услуги на данном коротком номере, названии компании, обеспечивающей услугу, и контактный номер телефона службы технической поддержки.

 Рост доходов «Билайн» от VAS в
 самой компании объясняет запуском в первом квартале ежедневной лотереи 
«2010».

Аналогичная услуга запущена и у «МегаФона». Она называется «Мобильный прайс». Набрав на дисплее мобильного телефона USSD-запрос: *432*<короткий номер># и клавишу вызова, любой абонент сможет легко и просто узнать название контент-провайдера и цену отправки SMS-сообщения, USSD-запроса или звонка на интересующий короткий номер от 2-х до 6-ти цифр.

Абоненты оператора TELE2 также могут узнать стоимость отправки SMS сообщений на короткие номера, но только тех, которые поддерживаются сетью. Это можно сделать при помощи комбинации: *125*<короткий номер># и вызов.

 Абоненты оператора TELE2 также
 могут узнать стоимость отправки SMS сообщений на короткие номера.

У остальных операторов возможность быстро выяснить стоимость контент-услуг отсутствует.

Все эти меры, по мнению операторов, позволили снизить количество пострадавших от мошеннических действий в десятки раз. Косвенно об этом говорит и падение на 2% рынка мобильного контента.