Количество абонентов сотовой связи в России к началу 2007 года достигло 152 млн. Таким образом, уровень проникновения сотовой связи в среднем составил 104,6%, и рынок близок к насыщению. Прогнозируется серьезное замедление темпов роста абонентских баз операторов. Но эти прогнозы опровергают некоторые региональные компании. Кто в на этом этапе развития рынка выглядит предпочтительнее: регионалы или федералы?
По данным аналитической компании AC&M-Consulting, количество абонентов мобильной связи в России превысило количество официально проживающих в стране и к началу 2007 года составило 152 млн человек. Это означает, что уровень проникновения находится на отметке 104,6%. Самое высокое проникновение сотовой связи наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге — 156,4% и 139,1% соответственно. Челябинск также не отстает.
«По предварительным подсчетам в 2006 году проникновение сотовой связи в Челябинской области составило 105 %. То есть на 100 человек приходится более сотни sim-карт, - отмечает директор по маркетингу челябинского филиала ОАО "МТС" Артем Ратошнюк. - В настоящее время абонентская база МТС в Челябинской области составляет около 1 млн. абонентов».
Такие данные для города-миллионника не удивительны. Ни для кого не секрет, что ряд абонентов имеет несколько sim-карт, к тому же операторы не успевают своевременно удалять из своих баз молчунов, то есть тех, кто не использует свои sim-карты более полугода. По оценкам IKS-Consulting, всего в России немногим более 70% населения пользуются услугами сотовой связи. Такие данные выглядят вполне реальными, учитывая, что люди старшего поколения не привыкли к мобильной связи [о многом они её просто-напросто игнорируют].
Но, даже не смотря на это, челябинский рынок сотовой связи практически насыщен, и все это при жесточайшей конкуренции [в регионе работают 5 GSM и 2 CDMA-оператора].
«Условия рынка сотовой связи таковы, что компании большое внимание уделяют финансовым показателям. Это связано как с насыщением, так и с необходимостью увеличивать эффективность экономической деятельности оператора, - поясняет коммерческий директор Челябинского регионального отделения МегаФон-Урал Владислав Гуцул. - МегаФон изначально делал ставку не на количество, а на качество абонентской базы и лояльность клиентов. Сейчас очевидно, что курс, взятый компанией, оправдался, а наши конкуренты, как вы знаете, изменяют свою учетную политику».
В свою очередь, Артем Ратошнюк полагает, что «рынок сотовой связи на Южном Урале находится на стадии насыщения, поэтому и происходит замедление темпов прироста абонентской базы. В 2006 году компания МТС улучшила свои финансовые показатели в значительной степени за счет существующих пользователей. Важнейшим фактором стало повышение уровня лояльности абонентов и, как следствие, низкий отток. Конечно, можно стимулировать активный рост абонентской базы демпинговыми тарифами, когда стоит задача быстро нарастить долю рынка. Перед МТС в 2006 году стояла задача по выполнению основных финансовых показателей. Сейчас мы уже можем говорить о том, что все они были выполнены».
В то время как темпы роста абонентской базы «Вымпелкома», «Мегафона» и МТС в 2006 замедлились, ряд российских региональных операторов демонстрирует великолепные показатели. По данным агентства J’Son&Partners, TELE2-Россия практически вдвое увеличила количество своих клиентов. Челябинский филиал TELE2 также порадовал акционеров хорошими операционными показателями [по данным представителей оператора, абонентская база составляет порядка 850 тыс. абонентов].
«Очевидно, что уровень проникновения сотовой связи высок, и операторы ищут дополнительные возможности для роста абонентской базы. В этой связи большое внимание уделяется, так называемым, «легким» абонентам, которые используют, в основном, только голосовые услуги. При этом нужно понимать, что затраты на привлечение малодоходных потребителей достаточно высоки. Уровень лояльности таких абонентов низкий, - считает Владислав Гуцул. - Скорее всего, динамика подключений ТЕLЕ2 была обусловлена агрессивной рекламной кампанией и демпинговыми ценами на голосовые услуги, что может отразиться на финансовых показателях компании».
Но в TELE2 считают иначе. «Низкие цены на услуги – это не средство краткосрочного привлечения абонентов, а постоянная величина, закономерный итог общеевропейской политики компании. На каком бы рынке ни работала компания TELE2, она всегда обеспечивает для своих клиентов самые низкие цены, - подчеркивает региональный управляющий директор TELE2-Челябинск Владислав Швайбович. - Вместе с тем, удержать только низкой ценой абонента было бы невозможно. Мы стараемся быть максимально близкими к нашим абонентам и оперативно реагируем на все запросы рынка. На постоянной основе проводим мониторинг рынка услуг сотовой связи, отслеживаем потребности и учитываем пожелания наших абонентов».
Резкий рост региональных операторов не удивляет аналитиков и специалистов. С одной стороны региональным операторам проще работать. У них намного больше возможностей изучить потребности людей в конкретном регионе, благодаря чему им легче достучаться до сознания потенциальных абонентов. Федеральным операторам в этом плане не просто. Все решения принимаются в Москве, и менеджменту в центре не все известно о потребностях людей в небольшом городке. В то же время горизонтальная структура управления не всегда оперативно может отреагировать на внешние воздействия на локальном рынке.
Кроме того, в прошедшем году федеральные операторы не были по настоящему лояльны к своим клиентам. «Вымпелком», «МегаФон» и МТС ввели плату за соединение на самых передовых тарифах [речь идет о июле-сентябре 2006 года]. Не корректно поступили операторы и при переводе внутренних курсов из долларов в рубли [«Вымпелком», МТС, TELE2, SkyLink]. На момент конвертации разница составляла 10-13%. Все эти действия позволили некоторым абонентам почувствовать неуважение к себе со стороны гигантов сотового рынка.
В это же время большинство региональных операторов стали проявлять дополнительные знаки внимания, заботу о клиентах [удивительно, но в Челябинской области таких компаний не оказалось]. Некоторые даже отказались вводить плату за соединение и предложили более выгодные тарифы [например, екатеринбургский «Мотив», поволжский СМАРТС].
Эти события хорошо иллюстрируют отношение компаний – операторов сотовой связи к своим клиентам. В свою очередь абонент может пожурить или поругать сотовика только рублем. На большее рассчитывать не приходится.