С момента замедления YouTube в августе российская аудитория видеосервиса сократилась на 11% - с 52 до 46 млн человек (данные на 30 ноября 2024 года). При этом последовательное сокращение зрителей происходит и в декабре. Об этом свидетельствует статистика трафика на сетях российских операторов связи.
Введение ограничений на скорость загрузки видео на YouTube в сетях российских провайдеров и операторов мобильной связи перераспределило общий трафик. Так, в сентябре потерянный YouTube трафик частично перераспределился в «VK Видео» (39%), «Яндекс» (17%), RuTube и «Иви» (по 8%), Okko (6%). Ещё 22% пользователей не определилось с выбором предпочитаемого видеосервиса. При этом значительная часть трафика перешла на зарубежные хостинги с использованием VPN.
Напомним, с 1 августа пользователи YouTube в России, столкнулись с существенным нарушением работы сервиса. Видеоролики стали загружаться медленно, а некоторые отказывались запускаться полностью. Причём это касалось как доступа из сетей интернет-провайдеров, так и операторов мобильной связи. Поначалу люди винили в произошедшем операторов связи и политику Google в отношении российских пользователей. Однако ни те, ни другие не взяли на себя ответственность за технические сложности в работе сервиса.
По мнению телеком-экспертов и участников рынка, техническая реализация замедления трафика YouTube может осуществляться исключительно через ТСПУ (технические средства противодействия угрозам), которые находятся в ведении Главного радиочастотного центра (подконтролен Роскомнадзору). С помощью ТСПУ Роскомнадзор управляет маршрутами графиками, блокировками доступа к запрещенным ресурсам и ограничению скорости к ним в рамках действующего законодательства. Именно через ТСПУ происходят блокировки противоправного контента, включая порнографию, призывы к совершению суицида, пропаганду наркотиков, буллинг и кибербуллинг, жестокое обращение с животными, пропаганда ЛГБТ-сообществ и т.д.
Кроме того, представители провайдеров говорят о том, что проблемы в работе YouTube также связаны с устаревшим оборудованием Google. В частности, система Google Global Cache (GGC), обеспечивающая ускорение загрузки данных, перестала обновляться в России ещё в 2022 году. Эти технические ограничения привели к сбоям в обмене трафиком между операторами связи, что напрямую сказалось на скорости и стабильности работы видеохостинга на территории России.
Стоит отметить, что Google, владеющая видеосервисом YouTube, с марта 2022 года ввела ряд собственных ограничений на пользователей из России. Сначала компания отключила подписку Premium для пользователей из России и прекратила монетизацию контента для отечественных авторов. В тот же период была заблокирована контекстная реклама как в поисковой системе, так и на платформе YouTube. Эти меры значительно ограничили возможности заработка для российских создателей контента, что негативно отразилось на локальной экосистеме видео и рекламы. В то же самое время, ограничения Google способствовали перетоку бюджетов рекламодателей на российские площадки.