Российский рынок настольных компьютеров и ноутбуков претерпел за последний год существенные изменения. Глобальным трендом стало снижение продаж привычных североамериканских (Apple, HP, Dell) и тайваньских брендов (ASUS, Acer). Причём падение поставок в страну было кратным. В то же самое время освободившуюся нишу начали активно захватывать китайские, индийские и российские производители компьютерной техники (Haier, ThundeRobot, Chuwi, iRU, Irbis, F+ и Prestigio). В целом же продажи компьютерной техники год к году снизились на 6%.

«Американцы» уходят, «китайцы» приходят: как поменялся российский рынок ПК и ноутбуков за год?

Крупные торговые сети и дистрибуторы опубликовали статистику продаж компьютерной техники в России по итогам первого квартала 2023 года. Так, продажи ноутбуков в штучном выражении сократились почти на четверть, а спрос на персональные компьютеры снизился на 6% год к году. В денежном выражении оба сегмента просели более чем на 30%. Примечательно, что средняя стоимость настольных компьютеров и ноутбуков за это время снизилась примерно на 15%.

По статистике онлайн-магазина Holodilnik.ru, продажи ноутбуков в стране в первом квартале 2023 года сократились год к году на 20% - до 812 тыс. устройств. В денежном выражении снижение составило 33% - 45,5 млрд рублей. Самое крупное падение продаж было зафиксировано у брендов, объявивших об уходе из России. Например, HP продаж в январе-марте 2023 года на 74% техники, чем год назад, Acer - на 62% меньше, Dell - на 75% меньше, Apple - на 34% меньше.

Одновременно с этим был зафиксирован стремительный рост продаж продукции китайских брендов. Например, продажи Haier выросли на 23% год к году, продажи ThundeRobot и Chuwi увеличились более чем в два раза. Нарастила продажи и тайваньская Gigabyte – плюс 42% год к году.

Что касается настольных компьютеров, то, по данным ретейлера, падение продаж в штучном выражении год к году составило 6%. В январе-марте 2023 года было продано 278 тыс. ПК. В денежном выражении этот сегмент рынка упал на 31% до 12,1 млрд рублей. Больше всего сократились продажи компьютеров Lenovo, HP и Depo.

Пользователи всё чаще покупают ноутбуки и ПК российских марок.

Самый высокий рост продаж среди настольных компьютеров показали российские бренды. Например, iRU сумела нарастить долю в штучном выражении до 20% (годом ранее 15 %). В «F+ tech-Марвел» подтвердили улучшение позиций российских брендов в сегменте компьютеров. Помимо iRU, отмечается рост продаж устройств Ardor Gaming и Rombica.

По мнению аналитиков рынка, падение рынка является следствием ажиотажного спроса на электронику, который фиксировался в первой половине прошлого года. Уже осенью спрос начал постепенно снижаться. Также отмечается, что россияне стали больше покупать устройства низкого ценового сегмента.

Спросом пользуются китайские ноутбуки и компьютеры.

В «М.Видео-Эльдорадо» подтвердили рост доли российских ноутбуков в общих продажах примерно в два раза. Такой динамике способствовало расширение ассортимента в базовом сегменте до 25 тыс. рублей. Кроме того, с конца прошлого года на рынке доступны устройства среднего сегмента стоимостью 25-50 тыс. рублей. Представитель компании сообщил, что в настоящее время в магазинах и на онлайн-площадках можно приобрести около 40 моделей ноутбуков российских брендов, в том числе Irbis, F+ и Prestigio. При этом в «М.Видео-Эльдорадо» отметили, что наиболее активный рост наблюдается у китайских производителей.

По данным «Ситилинка», рынок компьютеров и ноутбуков в штуках в первом квартале снизился на 30-35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также отмечается рост спроса на компьютеры российских брендов и китайские ноутбуки.

Средняя цена купленного ноутбука снизилась за год.

Статистика показывает, что спрос на компьютеры дешевле 18 тыс. рублей за год подскочил на 84%, а востребованность устройств стоимостью до 25 тыс. рублей выросла на 73%. При этом отмечается снижение спроса на компьютеры стоимостью от 50 до 150 тыс. рублей: минус 33% год к году. Интерес к премиальным моделям дороже 150 тыс. рублей упал на 77%. Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте ноутбуков: наибольшей популярностью в первом квартале 2023 года пользовались устройства стоимостью 17-20 тыс. рублей.

Участники рынка и опрошенные эксперты не отмечают какого-либо дефицита компьютерной техники на российском рынке. Косвенным подтверждением этому является снижение средней цены как настольных компьютеров - до 19758 рублей (минус 12%), так и ноутбуков –  22124 рубля (минус 17%).