Wi-Fi - популярная во всем мире, но только не в России, технология беспроводной передачи данных. Если в Москве Wi-Fi уже является чем-то обыденным, то, например, в Челябинске это верх прогресса. Почему мы лишены всех прелестей и удобств, которые дает использование беспроводных технологий, таких как Wi-Fi?
Понедельник. Время 9:02. Сижу вот и пишу очередной материал. И не идет мысль в такую рань в непростой день недели. Сейчас бы в кофейню, чтобы не уснуть и полноценный Wi-Fi под руку. Вернее под ноутбук.
А тут провода, провода, кругом они, эти металлические и пластмассовые штуковины. Так и норовят тебя опрокинуть или поставить подножку. Ну не ужели нельзя без них! Так и нос будет цел и, наконец, можешь чувствовать себя нормальным человеком. Вообще-то проводные технологии – пережиток телекоммуникационного прошлого. Как и несколько десятков лет назад, они мешаются под ногами, выходят из строя ни с того ни с сего, спутываются в неимоверные узлы и т.д.
Умные головы предложили свое решение этой проблемы: создание беспроводной связи по радиоканалу. Они избавили весь мир от разгромленной техники, сломанных конечностей и сделали работу в сети настоящей сказкой.
Так, вместо проводов стали использовать радиоволны, которые не мозолят глаз человеческий. И что главное, они не висят мертвым грузом, не затрудняют передвижение в доме или на работе. Одним словом – «чудо техники»!
Практически идеальным инструментом связи без проводов является стандарт передачи данных Wi-Fi. Что же означает это таинственное «Вай-фай»? Вообще это сокращение от английского Wireless-Fidelity [дословно «Беспроводная надежность»] по аналогии с Hi-Fi. Стандарт предназначен для доступа к локальной сети или Интернет рабочих компьютеров, ноутбуков, КПК, коммуникаторов и мобильных телефонов на коротких дистанциях и, в то же время, на достаточно больших скоростях.
Вообще в России прижились две концепции развития Wi-Fi в большом городе. Первая и самая распространенная – это установка точек платного доступа в общественных местах [платные хот-споты]. Как правило, подобный вариант предоставления услуг можно встретить в кафе, барах, ресторанах, гостиницах, вокзалах и аэропортах. Так, крупнейшие челябинские гостиницы и аэропорт «Баландино» установили у себя точки доступа в минувшем году. Но их к этому обязывают необходимые международные стандарты, например, по последней классификации уровня объектов гостиничного рынка отель без точки беспроводного доступа не может претендовать даже на три звезды.
Для того, чтобы в том или ином заведении работал Wi-Fi, собственник или владелец должен договориться с оператором, владеющим соответствующими лицензиями и продвигающим беспроводные технологии. Оформляется договор и по нему развертывается полноценный и работоспособный хот-спот. По логике в заведении беспроводной доступ должен активно рекламироваться, при желании выйти в Интернет-пользователь покупает карту доступа соответствующего оператора и использует его сеть. Работает взаимовыгодный коммерческий интерес: оператор получает удобную площадку для установки хот-спота, владелец повышает привлекательность своего заведения с помощью дополнительного высокотехнологичного сервиса.
Представим на минуту как удобно иметь под боком какую-нибудь уютное заведение, в котором можно посидеть в Интернет, пусть даже не бесплатно.
- Эх, сейчас бы пообедать в какой-нибудь кафешке, а может и в ресторан?
- Эй-эй! А как же работа?
- А я везде могу и работать, и развлекаться! Я настоящий мобильный чел!
- Как это так?
- Не волнуйся. Мой ноутбук с Wi-Fi всегда со мной. Захожу я в кафе, где есть хот-спот. Делаю заказ. Далее в непринужденной обстановке, слушаю музыку, а ноутбук тем временем подключается через Wi-Fi и к Интернету. Скорость 5 – 6 Мбит/с.
Многим пользователям, конечно, не нравиться платный доступ. Но таков менталитет русского человека, который тем не менее меняется.
Нельзя забывать, что есть и бесплатный или условно бесплатный Wi-Fi-доступ. Но, как известно, в мире нет ничего бесплатного. Бесплатно означает, что кто-то платит за вас или даже платите вы сами, но только не замечая этого. Своеобразный всемирный закон сохранения экономического баланса.
На деле все очень просто. Кофейня, пиццерия, ресторан или другое заведение берет на себя оплату доступа в интернет для своих посетителей. На самом деле затраты на оплату Интернет-трафика уже включены в стоимость вашего венского кофе, «греческого» салата, супа из индейки, пива, французского вина и т.п. С одной стороны бесплатный Wi-Fi-доступ является великолепной имиджевой рекламой, а также стимулом посетить конкретное заведение. С другой – клиенты не преминут воспользоваться халявным Интернетом на высокой скорости по 3-4 часа в день всего за одну чашку кофе и небольшой хрустящий тост с персиковым джемом. Последний вариант явно не устраивает рестораторов.
Чтобы пользователь оказался в сети, ему достаточно попасть в радиус действия Wi-Fi сети, которая состоит из одной или нескольких хот-спотов. Современные устройства позволяют автоматически подключаться к сети без дополнительных настроек. После этого работа пользователя ничем не отличается от работы в обычной сети.
А как определить есть ли Wi-Fi в каком-то определенном месте? Сделать это можно двумя способами: искать стикеры [наклейки] с изображением Wi-Fi или спросить у администратора заведения.
Тем не менее, несмотря на все плюсы и минусы концепций публичных беспроводных сетей в Челябинске, а также сотне других городов России Wi-Fi практически мертв. Такая удобная и комфортная технология по каким-то причинам да сих пор не востребована. Но, почему так происходит?
По нашим собственным данным, в Челябинске в настоящее время функционирует 18 Wi-Fi точек доступа [хот-спотов]. И это в городе-миллионнике, что говорить об остальных. В Челябиске существует порядка шести операторов.
- Дело в том, что наши люди просто не готовы в потреблению Wi-Fi. У нашей компании был опыт работы с сетью ресторанов и развлекательных центров в Екатеринбурге. Но все эти проекты в конечном итоге стали не рентабельными и были свернуты, - отмечает Евгений Глебовский, бывший менеджер по продажам Wi-Fi провайдера.
Неужели мы с вами не готовы к повсеместному распространению Wi-Fi-сетей? Как говорил Станиславский, не верю! Почему тогда сотовая связь, меду прочим разновидность беспроводных сетей, стала локомотивом телекоммуникационной области?
Стоит признать, что Wi-Fi как продукт или услуга изначально позиционировался на людей, которые владеют или работают с ноутбуком или КПК [лишь в последний год это стало касаться коммуникаторов, смартфонов и мобильных телефонов]. Безусловно, ключевое качество ноутбука и КПК – мобильность. С наладонником, смартфоном, коммуникатором или мобильным телефоном можно работать практически в любой обстановке и в любом месте. Этого нельзя сказать о ноутбуке.
Представьте, вы обладатель производительного лептопа. Вы готовы таскать его каждый будний день с собой: из дома на работу и обратно? Большинство людей ответит «нет».
В результате вся мобильность ограничивается переносом бука с рабочего стола на диван, а с дивана – на кровать. По исследованиям компании Strategy Analytics, реально мобильность используют чуть менее половины владельцев ноутбуков, но они не могут обеспечить масштабный спрос на Wi-Fi.
Именно поэтому, у нас Wi-Fi развивается очень медленно. К сожалению компаний, которые занимаются внедрением подобных технологий, становится все меньше и меньше.
Тем не менее, с конца 2004 года количество Wi-Fi точек доступа в России увеличилось примерно в 15 раз и составляет сейчас порядка 11 150 точек приема [по информации Россвязьохранкультуры]. Если учесть, что в нашей стране проживает 143 млн. жителей, то получается, что на один хот-спот приходится почти 13 тыс. человек. Плохо это или хорошо, судите сами.
В структуре распределения хот-спотов с огромным отрывом лидирует Москва. На долю столицы приходится 69% всех точек в России. На втором месте - Санкт-Петербург с долей 12%.
Удивительный мы народ. Понапокупаем всяких высокотехнологичных штучек и гаджетов с Wi-Fi, а потом не знаем, что с ними делать. Пора воспользоваться всем этим добром по назначению.