Спад продаж мобильных устройств Nokia в России вынуждает руководство финской компании предпринимать ответные шаги. Так, в течение ближайших двух лет Nokia планирует увеличить количество фирменных магазинов в России в три раза до 120 салонов. В торговых точках будет продаваться только продукция Nokia.
Компания Nokia, крупнейший производитель мобильных телефонов в мире, в течение нескольких лет планирует значительно расширить сеть фирменных магазинов в России, сообщает издание Bloomberg.
- Мы планируем открыть 120 магазинов в течение двух с половиной лет в городах с численностью населения от 50 тыс. человек, - подчеркнул Виктор Сайс (Victor Saeijs), глава Nokia по европейским продажам.
Помимо этого Виктор Сайс пообещал, что Nokia обязательно приступит к продажам на российском рынке телефонов с поддержкой двух SIM-карт. Отметим, что о намерении выпуска таких аппаратов компания объявила в прошлом году.
По оценкам экспертов, в зависимости от местонахождения магазина, затраты на его открытие составляют от $100 до $300 тысяч. Это означает, что Nokia готова инвестировать в данный проект около $8-24 млн.
Сейчас розничная сеть Nokia в России состоит из 40 салонов, включая флагманский магазин, расположенный в Москве на Тверской улице. На Урале открыто пять торговых точек: три в Екатеринбурге, две в Перми и одна в Челябинске. Основным партнером Nokia выступает ООО «Носимо». Финская компания является партнером крупнейших российских розничных сетей, таких как «Евросеть», «Связной», «МТС», «МегаФон».
Что касается конкурентов финского производителя, то директор департамента коммуникаций российского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов сообщил, что южно-корейская компания постепенно сворачивает собственную розницу, оставив в России всего один магазин. По мнению г-на Кузнецова, производителю не стоит брать на себя риски, связанные с розничной торговлей. Представители двух других конкурирующих компаний LG и Sony Ericsson предпочли не комментировать развитие собственной розницы.
Nokia открывает новые магазины из соображений маркетинга и брендинга, считает Елена Ноготкова, PR-директор компании «Связной», а благодаря более широкому выбору доходность у мультибрендовых магазинов выше.
- С точки зрения вендора флагманский магазин всегда качественнее простой розницы, но вопрос в том, насколько такие инвестиции оправданны, особенно в регионах, - рассказывает директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская.
А руководитель отдела департамента телекоммуникаций российского подразделения Panasonic Евгений Трещетенков в интервью газете «Ведомости» предупредил, что в первое время из-за набора управленческого персонала рентабельность будет незначительная.
Еще одним немаловажным фактом в этом деле эксперты отмечают то, что в начале марта 2010 года Nokia отказалась от сотрудничества с одним из своих федеральных дистрибуторов – компанией «Телелогистика». По данным Mobile Research Group, «Телелогистика» в 2009 году продала около 25% всех телефонов Nokia в России, примерно 3 млн устройств. Это решение представители производителя объясняли «изменением на рынке дистрибуции».
По мнению экспертов, к расширению своей монобрендовой сети Nokia подстегнуло падение продаж в России в четвертом квартале 2009 года и первом квартале 2010 года.
Напомним, что продажи Nokia в России в денежном выражении по итогам 2009 года снизились на 26,4% до €1,53 млрд против €2,08 млрд в 2008 году и против $2,01 млрд – в 2007 году.
По данным Nokia, всего в прошлом году было продано 1,26 млрд мобильных телефонов. Эта цифра включает в себя поставщиков законной, а также нелицензированной и поддельной продукции, производственные мощности которых преимущественно сосредоточены в определенных районах Азии и других развивающихся рынков. Компания снизила оценку собственной доли рынка до 34% с 38%.
Тем не менее, основной целью программы развития фирменной розницы является предоставление потребителям наилучшего выбора решений под этой маркой, говорят в компании. Пятнадцать из открытых в России магазинов, включая последние четыре, выполнены в концепции «Evo». Суть ее заключается в том, что, зайдя в магазин, любой посетитель прямо на месте может самостоятельно протестировать сервисы Nokia, интегрированные в устройства компании, получить подробную консультацию специалистов и ощутить все преимущества, которые дает современный мобильный стиль жизни.