Компания Google рассматривает возможность замены файлов cookie на новую систему анонимного анализа интернет-активности пользователей.
По информации издания USA Today, новый тип идентификации (как предполагается, он получит название AdID) даст пользователям больший контроль над информацией, которую будут получать о них рекламные компании. Данные из системы AdID будут передаваться рекламодателям централизовано и на условиях нового соглашения, по которому использовать информацию пользователей можно будет исключительно в целях предоставления более эффективной контекстной рекламы.
В настоящее время Google работает в основном с cookie-файлами сторонних ресурсов. На долю принадлежащей поисковику рекламной сети AdWords, которая построена на использовании cookies, приходится треть всей мировой прибыли от продажи интернет-рекламы.
Сookie-файлами называют файлы, содержащие информацию о посещенных пользователем интернет-ресурсах. Cookies представляют собой небольшие фрагменты текста, передаваемые в браузер с того или иного сайта и использующиеся для сбора статистики о просматриваемых страницах. Эта статистика в дальнейшем используется для продажи контекстной рекламы.
Cookies - служебные файлы браузера, в которых сайт может хранить небольшой объём информации. Cookies появились по той причине, что протокол http не имеет состояния, и каждый новый запрос к сайту ничего не знает о предыдущем. Cookies решали проблему сохранения информации между несколькими запросами пользователя к серверу. При каждой загрузке страницы, браузер отправляет на сервер все существующие Cookies, которые относятся к запрашиваемому сайту, сервер как-то использует эту информацию и в своём ответе может сказать браузеру добавить что-то в Cookies, удалить или изменить.
Типичный пример использования - запоминание авторизации пользователя. Когда вы авторизуетесь на каком-то сайте и ставите галочку "Запомнить меня" - вам устанавливается Cookie с каким-то идентификатором, по которому, когда вы на следующий день вернётесь на этот сайт, он сможет вас "вспомнить" и не будет просить авторизовываться снова.
Вернёмся к нашей теме. Как Google использует куки для показа рекламы? Контекстная реклама получила своё название из-за того, что она всегда соответствует, ну или по крайней мере старается, контексту, в котором находится пользователь. То есть если вы ищете "тракторы", то и рекламные объявления вам показывают по этой теме. Если вы находитесь на форуме, посвящённом пластиковым окнам и там есть блок рекламы - там будет реклама пластиковых окон.
Но есть и другой сценарий. Например, есть рекламные блоки в интерфейсе почты. Или блоки рекламы на сайтах с широкой или неопределённой тематикой. Тогда системы контекстной рекламы стараются показать вам те объявления, которые будут интересны лично вам. И вот тут начинается магия.
Для того, чтобы определить какая именно реклама будет вам интересна, тот же AdWords/AdSense использует историю посещённых вами сайтов, ваших поисковых запросов в гугле, содержимого ваших писем и так далее. Откуда же он это берёт? Поиск и почта - с этим всё просто, ресурсы принадлежат гуглу и он может свободно работать с их базами данных.
В тоже время - история посещённых сайтов это куда более интересный и сложный момент. Напрямую этой статистики у Гугла нет. И чтобы её получить он использует, в первую очередь, свою систему аналитики Google Analytics. Которая, в общем-то, предназначена для владельцев сайтов, чтобы анализироваться посещаемость. Но в то же время, гугл получает информацию обо всех людях, которые заходили на сайт. Осталось только это всё как-то связать.
И вот тут на помощь приходят Cookies. Когда вы в первый раз заходите на сайт гугла или на любой сайт, на котором установлен счётчик Google Analytics, вам устанавливается одна или несколько Cookie, в которые записывается некий идентификатор. И после этого, каждое ваше посещение сайта со счётчиком привязывается к вашей истории. До того момента, как Cookie на вашем компьютере не пропадут по какой-то причине.
И вот именно эту систему помечивания пользователей гугл хочет модифицировать. Прикрываясь, в основном, благими намерениями. Но на самом деле, вероятно, это ответ на появление различных приватных режимов в браузерах, которые блокируют Cookie, на технологию Do Not Track и так далее.
Так что относиться к этому стоит с осторожностью. И помните - все ваше действия в сети записываются и отслеживаются. =)