Компания продемонстрировала сильную динамику роста во всех основных сегментах, включая поиск. Во многом именно благодаря поисковому направлению холдинг заметно обошёл прогнозы финансистов по выручке. EBITDA снизилась почти на 90% год к году, что было связано с общим изменением рентабельности в сегментах, ростом инвестиций в онлайн-торговлю, а также разовой выплатой дополнительной зарплаты всем сотрудникам.

Яндекс представил свои финансовые результаты за первый квартал 2022 года.

Всего компания заплатила персоналу дополнительные 5,9 млрд рублей, а без учёта этого транша EBITDA составила 7,2 млрд рублей, то есть снизилась на 35% год к году. Компания подтвердила, что все прежние прогнозы были отозваны, и пока нет возможности предоставить новые в связи с высокой неопределенностью.

В апреле рост выручки поиска оставался на двузначном уровне, что внушает осторожный оптимизм относительно будущего подразделения и рекламных доходов холдинга. При этом по-прежнему не видно существенных кризисных проявлений в онлайн-торговле, такси и доставке еды.

Выручка Яндекса в январе-марта увеличилась на 44,5% год к году, до 106 млрд рублей, и заметно превысила немногочисленные оценки рынка. Наибольшее расхождение с оценками аналитиков наблюдалось в динамике поискового направления. Выручка поиска увеличилась почти на 25% в годовом выражении, продемонстрировав умеренное замедление роста относительно предыдущего квартала.

Несмотря на сложную ситуацию на рынке онлайн-рекламы, заметную часть негативного влияния удалось компенсировать за счёт расширения контролируемой доли и притока новых клиентов СМБ. Яндекс отметил увеличение доли в поиске на всех основных платформах.

Финансовые иоги работы Яндекса в первом квартале 2022 года.

Рентабельность EBITDA поиска снизилась на 6,7 п.п. в годовом выражении в силу дополнительных выплат сотрудникам, а также инвестиций для привлечения новых рекламодателей. Без учёта выплат персоналу рентабельность EBITDA направления составила 46,4%. Компания сообщила, что фундаментальные показатели остаются сильными, и они по-прежнему видят потенциал для дальнейшего расширения присутствия на рекламном рынке. В апреле рост поискового сегмента оставался на двузначном уровне, что вселяет некоторую уверенность в отношении будущих результатов сегмента.

Яндекс несколько изменил методику раскрытия в сегментах такси и электронной торговли, из-за чего снизилась возможность оценить структуру доходов внутри этих подразделений. Такси и электронная торговля были объединены в рамках этого отчёта. Также выделены направления мобильности (такси, каршеринг), электронной торговли (Маркет, Лавка, доставка из магазинов) и прочие О2О сервисы (Доставка, часть Еды).

Совокупное количество поездок Драйва и Такси выросло на 36% по сравнению с прошлым годом, что совпадает спрогнозными ожиданиями и является вполне здоровым показателем. Компания отмечает заметный рост активных пассажиров, а также увеличение среднего количества поездок на активного пассажира даже по сравнению с высоким сезоном декабря. Оборот сервисов вырос на 40% год к году, то есть увеличился лишь немного больше, чем количество поездок. Это связано с сезонностью, увеличением количества водителей, снижением доли премиальных тарифов и сокращением числа поездок в аэропорты. Яндекс отмечает ускорение темпов роста совокупной выручки такси и каршеринга в марте по сравнению с февралем 2022 года. В апреле динамика поездок и оборота оставались на уровне или немного лучше заложенных в бюджет показателей. 

Совокупный оборот онлайн-торговли в первом квартале 2022 года увеличился в 2,6 раза в годовом выражении, а Яндекс Маркет отдельно показал рост продаж в 2,8 раза. Динамика оборота Маркета несколько опередила прогнозы экспертов. Доля маркетплейса в продажах по итогам квартала осталась вблизи прежних уровней и составила 81%. Компания отметила заметное увеличение спроса с конца февраля, а также рост чека за счёт инфляции.

К концу квартала темпы роста и структура продаж начали нормализовываться, что продолжилось и в апреле. Яндекс по-прежнему сохраняет фокус на улучшение экономики онлайн-торговли, что особенно актуально в текущих условиях. Относительно оборота убыток в  первом квартале сократился на 10 п.п.

Компания открыла 27 новых дарксторов Лавки за квартал, а их общее количество увеличилось до 431. Холдинг рапортует об увеличении темпов роста оборота сервиса относительно октября-декабря 2021 года при дальнейшем улучшении экономики. Оборот доставки продуктов из магазинов (часть Еды) вырос почти в 4 раза по сравнению с прошлым годом. Проект продолжил демонстрировать сильный рост в апреле, но компания ожидает определенной нормализации в дальнейшем на фоне более высокой базы сравнения. Убытки направления также существенно снизились. Устойчивую динамику роста вместе с дальнейшим улучшением экономики демонстрировали доставка еды из ресторанов и логистика. Рентабельность EBITDA к выручке всего сегмента снизилась на 5,7 п.п., что, по большей части, связано с давлением расходов Маркета.

Итоги работы Яндекса в первом квартале 2022 года по направлениям.

В прочих направлениях, вроде медиа и объявлений, рост в целом совпал с ожиданиями рынка. Эксперты отмечают заметное ухудшение рентабельности EBITDA этих направлений, что связано с дополнительными выплатами сотрудникам, снижением темпов роста, закупками контента и динамикой валютного курса.

Компания по-прежнему не получала никаких уведомлений от NASDAQ относительно возможности возобновления торгов в США, а закон о делистинге с иностранных бирж пока не касается холдинга. Яндекс продолжает консультации с держателями конвертируемых облигаций для нахождения приемлемого решения при их делистинге.