Издательство «АСТ-Пресс» выиграло арбитражный суд, на котором обвиняло «Яндекс» в незаконной публикации «Словаря антонимов» Михаила Львова. Издательству, требовавшему более 5 млн руб. компенсации, поисковик заплатит 500 тыс. руб.
Поисковик «Яндекс» проиграл арбитражный суд издательству «АСТ-Пресс», которое обвинило его в неправомерном размещении в Сети «Словаря антонимов русского языка» под редакцией Михаила Львова.
По решению судьи Виктора Хохлова «Яндекс» должен выплатить «АСТ-Пресс» 500 тыс. руб. компенсации за нарушение «исключительных имущественных авторских прав» издательства и понести расходы по судебной пошлине (5371,94 руб.).
Кроме того, как изложено в решении, судья запретил «Яндексу» «использовать» спорный словарь, который до сих пор находится в открытом бесплатном доступе на портале «Яндекс.Словари».
Победитель арбитража, издательство «АСТ-Пресс» специализируется на издании словарной и справочной литературы, и, по словам замгендиректора компании Константина Деревянко, не имеет отношения к известной издательской группе АСТ.
Согласно материалам суда, изначальные требования издательства к «Яндексу» были выше. «АСТ-Пресс» требовало от поисковика 5,3 млн руб. компенсации за нарушение исключительных имущественных авторских прав. Кроме того, издательство просило возместить ему 10 тыс. руб. издержек, понесенных им при изготовлении нотариально заверенных скриншотов, на которых, по мнению истца, видно, что «Словарь антонимов» на страницах «Яндекса» размещен под копирайтом «АСТ-Пресс».
История арбитражного разбирательства «АСТ-Пресс» и «Яндекса» началась в октябре 2010 г. Как полгода назад, так и после завершения арбитража, в «Яндексе» уверены, что используют словарь законно.
В юридической службе поисковика сообщили CNews, что решение суда будет обжаловано в части удовлетворенных требований. На обжалование у «Яндекса» есть время до 6 июля 2011 г. Пока решение арбитража не вступило в законную силу, «Словарь антонимов» Львова будет доступен на «Яндексе».
Замгендиректора «АСТ-Пресс», руководитель программы «Словари XXI века» Константин Деревянко рассказал CNews, что удовлетворен исходом процесса. Хотя суд снизил в 10 раз сумму, требуемую его компанией с «Яндекса» в исковом заявлении, он говорит, что в деле с поисковиком главной целью издательства были не деньги, а защита прав.
Деревянко полагает, что скорее всего при размещении словаря злого умысла у «Яндекса» не было, «но "Яндекс" не проверил саму правомерность использования этого контента в сети интернет, в то время как издательство имеет приоритетные исключительные права на распространение этого произведения в Сети с 2006 г.».
Сейчас издательство открыто для партнерства, в том числе и с «Яндексом». Однако, подчеркивает Деревянко, простая схема лицензирования словаря для публикации в открытом доступе вряд ли будет ему интересна. Скорее всего речь может пойти о «комплексном использовании словарного контента в сети интернет», который может подразумевать, в частности, частично платный доступ к словарям.
Александр Зудин, глава издательского департамента Paragon Software, публикующего в том числе и словари в электронном виде, думает, что в конфликте «Яндекса» и «АСТ-пресс» могла иметь место неаккуратность поисковика.
По его мысли, спорный словарь вполне мог быть лицензирован автором для обоих участников процесса, но в этом случае «Яндекс» «не имел прав и оснований выкладывать его на своем портале под копирайтом «АСТ-Пресс»».
В любом случае, замечает Зудин, этот решение арбитража может стать прецедентом в отношениях интернет-компаний и издательств, у которых накопилось достаточно правовых претензий к онлайн-конкурентам. Впрочем, говорит он, большинство таких претензий обычно удается разрешить в досудебном порядке.
// Взято с http://www.cnews.ru/.