В Государственную Думу внесен законопроект о регулирование работы анонимайзеров, VPN и других подобных сервисов. Предполагается, что владельцев анонимайзеров, VPN и прочих сервисов обяжут блокировать доступ к запрещенным сайтам, а владельцев поисковиков — фильтровать выдачу ссылок на такие ресурсы. Эксперты считают выполнение требований законопроекта нереалистичным.
Законопроект представляет собой набор поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», регулирующий работу анонимайзеров, VPN и других подобного рода сервисов. Под определение таких ресурсов подходят прокси-сервера, анонимайзеры, сервисы VPN, «тунели», браузеры с функциями сжатия трафика или обеспечения анонимности (Opera, «Яндекс.браузер», Tor) и т. д. Предполагается, что указанные сервисы будут блокировать доступ к запрещенным в России сайтам. Им «запрещается обеспечивать использование на территории России информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для ЭВМ» для получения доступа к запрещенным в России интернет-сайтам.
Роскомнадзор собирается ввести мониторинг такого рода сайтов и составлять их реестр. При обнаружение соответствующего ресурса ему будет направлено уведомление о предоставлении сведений, необходимых для включения сайта в реестр. Владельцы таких ресурсов должны будут ответить на запросы Роскомнадзора в течении 30 дней.
После получения ответа от владельцев ресурса Роскомнадзор направит им требование о прекращении использования на территории РФ информационно-телекоммуникационных сетей для обхода блокировок. Для обеспечения выполнения данного требования Роскомнадзор предоставит владельцам такого рода ресурсов доступ к Реестру запрещенных сайтов.
Требование Роскомнадзора должно быть исполнено в течении 30 дней. В случае неисполнения требования, также как и в случае отсутствия ответа владельца ресурса на запрос Роскомнадзора о предоставлении данных, доступ к такому ресурсу будет заблокирован на территории России. То есть анонимайзеры, VPN и другие подобного рода сервисы смогут продолжить работать на территории России только при условии, что они будут блокировать доступ к запрещенным в России сайтам.
Законопроект также вводит аналогичные требования и к операторам поисковых систем. Они должны будут обращаться в Роскомнадзор за предоставлением доступа к содержимому Реестра запрещенных сайтов, после чего из поисковой выдачи на территории России должны быть удалены ссылки на запрещенные в России ресурсы.
В Кодекс об административных правонарушениях вводятся штрафы для владельцев поисковых систем за необращение в Роскомнадзор за доступом к Реестру запрещенных сайтов, а также за неосуществление фильтрации такого рода сайтов из поисковой выдачи. Размер штрафов составит 5 тыс. руб. для физических лиц, 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб. — для юридических лиц.
Отметим, что на текущий момент Госдума приняла в первом чтении другой законопроект — о блокировке доступа к зеркалам сайтов, ранее признанных пиратскими в России. Данный документ, в числе прочего, также требует от операторов поисковых систем удаления ссылок на заблокированные ресурсы, но только если они являются пиратскими.
«Данный законопроект укладывается в логику российских властей на отмену «цифровой анонимности», — отмечает юрист «Центра защиты цифровых прав» Саркис Дарбинян. — К тому же его пролоббировали защитники авторских прав: Rutracker и другие пиратские ресурсы, ранее заблокированные по антипиратскому закону, продолжают работать и не растеряли своей аудитории. Однако законопроект технически нереализуем, а его авторы не представляют себе, как обязать поисковые системы исполнять обязанности операторов связи, а VPN, Tor и другие подобного рода сервисы — фильтровать доступ к запрещенным сайтам».
Поисковые системы, со своей стороны, не рады возложению на них новых требований по фильтрации поисковой выдачи. «Мы считаем, что возложение таких обязанностей на поисковые системы является избыточным, — заявили в пресс-службе «Яндекса». — Даже если ссылка на какой-либо ресурс будет находиться в поисковой выдаче, это не означает, что пользователь, перейдя по ссылке, сможет получить доступ к ресурсу, если ресурс был заблокирован оператором связи либо иным образом. Таким образом, ограничение доступа к ресурсам должно осуществляться не на уровне поисковых систем, так как поисковые системы не предоставляют доступа к каким-либо ресурсам.