С 1 сентября в России начнут действовать новые правила, направленные на усиление защиты граждан от телефонных мошенников и киберпреступлений. Эти меры охватывают мобильную связь, банковские операции и использование портала государственных услуг «Госуслуги».

В России усилят меры противодействия мошенникам: что изменится с 1 сентября?

Среди основных нововведений - возможность добровольного ограничения регистрации SIM-карт на своё имя. Любой гражданин сможет самостоятельно заблокировать оформление новых контрактов мобильной связи на себя. Такая опция доступна онлайн через портал «Госуслуги» или лично в многофункциональных центрах (МФЦ). Запрет снимается исключительно при непосредственном обращении гражданина в МФЦ.

Защита аккаунтов пользователей портала «Госуслуги» тоже стала строже. Если ранее пароль можно было сбросить посредством отправки одноразового SMS-кода сразу же после звонка злоумышленника, то теперь этот процесс усложнился. С 1 сентября отправка такого кода осуществляется лишь спустя некоторое время после окончания телефонного разговора. Это необходимо для предотвращая получения злоумышленниками мгновенного доступа к учетной записи жертвы.

Также были введены дополнительные меры контроля над использованием мобильных номеров. По новым правилам, SIM-карта должна использоваться только её владельцем. Передача номера третьим лицам возможна только при условии заключения официального соглашения с оператором. Исключением являются близкие родственники (супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры), а также сотрудники государственных учреждений и экстренных служб при выполнении служебных обязанностей.

Кроме того, граждане получили возможность официально назначить доверенных лиц в своём банке. Финансовое учреждение будет связываться исключительно с указанным человеком для подтверждения сомнительных транзакций, включая крупные денежные переводы на незнакомые счета.

Для повышения прозрачности коммуникаций банками и сервисами доставки введено обязательное обозначение исходящих звонков с отображением наименования организации. Это позволит гражданам точно определить, кто звонит, и избежать уловок мошенников.

Ещё одно важное изменение касается массовых рекламных звонков («телефонного спама»). Их распространение стало возможным только с предварительным согласием абонентов. Пользователи смогут легко отказаться от нежелательных звонков, обратившись к своему оператору связи. Однако исключения сделаны для информирования гражданами органами государственной власти и соответствующими учреждениями.