/ / Железо

Уход с российского рынка зарубежных поставщиков оборудования для физической инфраструктуры и облачного хранения вынудил бизнес заняться поиском альтернатив. Ряд отечественных дата-провайдеров сконцентрировался на поиске новых логистических цепочек доставки ИТ-оборудования из дружественных стран. А другие приняли решение о полном импортозамещении и создании облачной инфраструктуры исключительно на российских решениях. Как раз в этой парадигме создавалось «Публичное облако 2.0». Эту платформу, а также инструменты для управления данными в облаке представили в рамках Rostelecom Tech Day.

Импортозамещение в действии: представлено «Публичное облако 2.0» и инструменты для управления данными.

Развитие публичного облака

«Ростелеком» нельзя назвать новичком на российском облачном рынке. В этом сегменте компания работает с 2012 года и последние четыре года занимает лидирующую позицию на рынке PaaS. А началось всё с двух заказов: Единой государственной информационной системы здравоохранения и Базы данных перенесённых мобильных номеров. После исполнения этих контрактов в компании задумались о создании нового продукта для бизнеса – публичного облака.

«На данный момент облако «Ростелекома» включает свыше 150 тыс. виртуальных машин, около 3 тыс. крупных корпоративных и государственных заказчиков. При этом каждый второй россиянин взаимодействует с информационными системами в наших облаках», - отмечает Александр Обухов, директор по продуктам «Ростелеком-ЦОД».

Александр Обухов, директор по продуктам «Ростелеком-ЦОД».

Несмотря на лидерство в «Ростелекоме» не переставали работать над улучшением своей платформы. В первую очередь, это касалось удобства личного кабинета, интерфейсов, отображения корпоративной ИТ-инфраструктуры в одном окне, простым масштабированием, бесшовной интеграцией, омниканальной поддержкой.

В 2022 году к этому перечню добавилась ориентация на российские программно-аппаратные решения по части ИТ-инфраструктуры облака. Итогом этой работы стало появление «Публичного облака 2.0», в котором полностью решён вопрос импортозамещения.

«Ранее в каждом слое ИТ-инфраструктуры облака преобладали решения от зарубежных поставщиков. В некоторых слоях вообще не было ничего российского. Это касалось оборудования, программного обеспечения и средств информационной безопасности, - говорит Александр Обухов. - В 2022-2023 году наш рынок предпринял реальные шаги в сторону импортозамещения. Российские вендоры активно вкладываются в свои продукты: локализована сборка оборудования, растёт инженерная экспертиза. В этом году мы разработали собственную облачную модульную ИТ-инфраструктуру, где полностью решили вопрос с импортозамещением».

ИТ-инфраструктура в российских облаках до 2022 года.

Рыночная ситуация на российском рынке обласной ИТ-инфраструктуры.

В «Публичном облаке 2.0» появилась витрина облачных сервисов, которая содержит более 30 платформенных и софтверных решений. Существенно переработан личный кабинет, появился сервис заказа и управления объёмами потребляемых ресурсов, а также инструменты, чтобы клиент могу видеть статистику и управлять расходами в своём облаке. Кроме того, появились инструменты омниканальной технической поддержки, а также отдельный справочный центр, который снял существенную нагрузку на специалистов контактного центр.

Ещё одним нововведением «Публичного облака 2.0» стал конструктор сервисов, который позволяет существенным образом сокращать сроки запуска новых инструментов, добавлять новые функции без разработки, менять настройки без установки релиза и унифицировать все сервисы облачной платформы.

Комплексный подход к созданию облаков.

В «Ростелекоме» отмечают, что клиентам «Публичного облака 2.0» не потребуется тестировать оборудование на совместимость, заниматься поиском ошибок в новых прошивках, решать вопрос с интеграцией с существующими системами и т.п. Компания будет заниматься этим сама. Для коммерческих клиентов сервис станет доступен с января 2024 года.

К работе над «Публичным облаком 2.0» в зависимости от задач привлекаются дочерние компании «Ростелекома»: «Базис» - разработчик отечественной облачной платформы, собственного гипервизора и сервиса виртуальных рабочих столов; «Солар» - архитектор комплексной безопасности; «Ростелеком-ЦОД» - занимается полным циклом создания облачной инфраструктуры от строительства надёжных дата-центров до разработки собственных программных решений.

Развитие облачной платформы «Ростелекома».

В 2024 году в рамках платформы появится свой маркетплейс, на котором будут размещаться клиентские сервисы и софт. Также анонсировано появление облака для размещения критической информационной инфраструктуры и отдельных отраслевых облаков. Своё облако в 2024 году появится и под задачи, требующие работы искусственного интеллекта.

Технологии для управления данными

Помимо запуска второго поколения публичного облака в «Ростелекоме» заявили о создании отдельного дата-кластера, который будет концентрироваться на технологиях работы с данными. В периметр дата-кластера вошли три дочерних предприятия «Ростелекома»: «ТДата» (TData), «Спутник» и «Айкумен» (IQ’men). У каждой компании свое предназначение.

TData - технологический партнёр, который создаёт решения для работы с большими данными. В зоне ответственности - хранение, обработка, визуализация данных, создание дашбордов, интеграция с существующими бизнес-процессами и инструменты, которые позволяют управлять сложными системами кластерной логики.

Сфера использования инструментов компании TData.

«Спутник» занимается созданием решений для обезличивания, маскирования, а также защиты персональных данных и клиентских баз. Компания разрабатывает математические и технические алгоритмы для государственного облака, в котором все данные хранятся в обезличенном виде и доступны для внешнего рынка. «Спутник» также может создавать сложные решения по внедрению высоконагруженных хранилищ.

Сфера использования инструментов компании Спутник.

IQ’men – решение для сбора данных из открытых источников, их интерпретации и структурирования, которое помогает принимать правильные управленческие решения по работе с контрагентами, партнёрами, предсказывать отдельные рыночные тренды. Источниками могут быть самые разные данные: текст, видео, аудиоконтент, СМИ, социальные сети на любом языке мира. Одним из инструментов является мониторинг научной среды, включая научные публикации, данные о патентах, публикации в СМИ, отраслевую информацию от компаний. Благодаря этому можно отличить агрессивную рекламу и PR от реальных технологических достижений.

Сфера использования инструментов компании Айкумен.

«В рамках нашего дата-кластера появился «Кластер-менеджер», который позволяет разворачивать все наши компоненты по одному клику в любой платформе: on-premise, on-cloud, гибридный формат. Мы доработали наш инструмент управления данными, который теперь позволяет решать и задачи классического управления каталогом данных, и выступать инструментом профилирования, и выступать инструментом контроля качества данных. Все эти решения теперь интегрированы в «Публичное облако 2.0» и доступны в облаке «Ростелекома», - подчёркивает Сергей Носов, директор по ИИ и управлению данными «Ростелекома».

Сергей Носов, директор по ИИ и управлению данными «Ростелекома».

Ранее все представленные решения активно использовались внутри «Ростелекома» и его дочерних предприятий. Теперь технологии для управления данными становятся доступны и для коммерческих клиентов в коробочном формате. Кроме того, компания активно продвигает решения с использованием искусственного интеллекта.

«Искусственный интеллект перестал быть просто абстракцией, обсуждаемой в академической среде. Он окружает нас всюду и имплементируется в реальную жизнь: от здравоохранения и образования до производства и предоставления услуг. ИИ стирает грань между реальностью и фантастикой быстрее, чем когда-либо прежде. Его преимущества помогают бизнесу быть более успешным и эффективным», - заключает Сергей Носов.