Российские власти планируют ограничить мошеннические и рекламные звонки в мессенджерах в горизонте пяти ближайших лет за счёт системы «Антифрод». Соответствующие положения включены в предварительную версию паспорта федерального проекта «Информационная безопасность», входящего в нацпроект «Экономика данных».
В документе сказано, что система «Антифрод» должна будет выявлять «инциденты в популярных мессенджерах», таких как WhatsApp, Telegram и Viber, в 2029 году. Платформа «Антифрод» используется для выявления случаев подмены трафика сотовых операторов при совершении голосовых вызовов. После запуска системы в 2022 году злоумышленники начали мигрировать в мессенджеры, где до настоящего времени никакой фильтрации нет. В апреле 2023 года глава Минцифры Максут Шадаев говорил, что 70-80% мошеннических звонков осуществляются через WhatsApp.
Возможность контроля звонков, осуществляемых через мессенджеры, вызывает сомнения у экспертов. Например, в «МегаФоне» отметили, что операторы видят факт использования абонентом того или иного мессенджера, «но поскольку такой трафик зашифрован и идет внутри каналов передачи данных, то ни телефонных номеров общающихся, ни интенсивности и длины сессий оператор видеть не может». А в Tele2 добавили, что «для таких вызовов может применяться не только мобильный интернет, но и любой другой способ доступа».
В рамках федерального проекта на 2029 год также запланировано создание в рамках ИС «Антифрод» узла верификации для блокировки исходящих вызовов из нераспределённой между операторами номерной ёмкости, а также для реализации возможности блокировки звонков с номеров с кодами 8-800 и 8-900. Ранее в «Билайне» заявляли, что номера с кодом 900 активно используются мошенниками для осуществления звонков в Viber. В «Сбербанке», использующем номер 900 сообщили, что сотрудники банка не осуществляют звонков через Viber или какой-то другой мессенджер.
В Минцифры сообщили, что итоговый вариант плана мероприятий, предусмотренных в рамках нацпроекта «Экономика данных» будет представлен летом. В настоящее время он находится на стадии формирования с учётом мнения заинтересованных ведомств и рынка. Официальные представители Роскомнадзора пока никак не комментируют данный вопрос.