В каждом из нас живет бунтарь. Нам необходима иллюзия свободы, выбора. В детстве мы отталкиваем мамину руку с ложкой манной каши, когда подрастаем, начинаем спорить с родителями. Становясь взрослее, не каждый решится пойти наперекор общественному мнению или против закона. А вот совершать маленькие, на первый взгляд невинные пакости – в этом нет ничего предосудительного. Во время экзамена, не стесняясь, списываем со шпаргалки. А, находясь за компьютером, спокойно скачиваем фильмы и музыку с битторент трекеров.

Интернет-энциклопедия «Википедия» дает следующее определение этому понятию: «сервер, хранящий информацию о клиентах сети Bittorent». Он же – пиринговая сеть, он же файлообменный сервер/сеть. Принцип работы трекера прост. Пользователь сети выкладывают свои файлы в «расшаренную» папку. В это же время какой-нибудь другой пользователь  посылает запрос на поиска файла N. Программа ищет у клиентов сети этот файл и показывает результат. Теперь его можно скачать, причем по частям, из разных источников, количество которых может исчисляться тысячами.

В России самыми популярными файлообменными сетями являются торренты и различные «eMule’ы» (по-простому, «ослы»). В пятницу, 6 июня, в 19.45 по московскому времени на одном из серверов было зарегистрировано 4461474 уникальных подключения. И это только за сутки! С трекера можно скачать всё: фильмы, музыку, софт, игрушки. Естественно, самый большой интерес представляют новинки в индустрии кино.

Сергей И., программист: «Я качаю в основном новинки, либо то, что практически нереально найти в продаже. Из последнего – новая «Индиана Джонс». Скачана в день выхода фильма в прокат!»

В конце минувшего года большой резонанс получила история с картиной «Ирония судьбы – 2». Продюсеры фильма установили беспрецедентные меры безопасности: к каждой копии были приставлены по два охранника, которые привозили их в кинотеатры, а после сеанса увозили в спецхранилище. Тем не менее, продолжение «новогодней сказки» появилось в сети всего через 30 часов после премьеры. В плохом качестве (предположительно, снятое на мобильный телефон), но всё-таки появилось. В связи с этим Константин Эрнст объявил о запуске «антипиратской» программы, подробности которой раскрывать не стал.

 По некоторым оценкам, на сегодняшний день уровень пиратства в России в отношении всевозможной интеллектуальной собственности составляет 70-75%. РФ по-прежнему входит в пятерку стран-лидеров по пиратской продукции (на 1 месте – Китай).

Получается, что, качая очередной блокбастер или игрушку, мы так или иначе участвуем в распространении «пиратской» продукции. За это не посадят. Уголовный кодекс предусматривает наказание за «контрабанду», только если конечная цель юзера – коммерческая выгода. «Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта... наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей… либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет» (цитата из УК РФ, статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав»).

Таким образом, получается, что если пользователь скачивает файлы просто «для ознакомления» - преступлением это считать нельзя. Сами торренты нашли превосходное средство защиты от претензий правообладателей, сняв с себя всю ответственность за действия пользователей сети. «Администрация ресурса не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на портале torrents.ru информацию. Вместе с тем, Администрация ресурса резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории torrents.ru. Если Вы являетесь правообладателем исключительных имущественных прав…и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного ресурса, мы просим незамедлительно сообщать в службу рассмотрения жалоб письмом…» (из раздела «Для правообладателей» ресурса torrents.ru).

Кажется, всё понятно. Злоумышленники продолжают свою «пиратскую» деятельность, администрации торрентов не несет никакой ответственности, правообладатели теряют огромные деньги. Однако, если бы всё было так просто, управу на «пиратов в сети» наверняка давно бы нашли. С другой стороны, нельзя рассматривать данную тему только в таком «безобидном» ключе, как ознакомление с файлами. Ведь новинки, выложенные на торрентах, переписываются на диски, распространяются в торговых точках и находят там конечного потребителя.

На VI Международной конференции «Право и Интернет» был представлен доклад преподавателя Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Сергея Середы, посвященный этому вопросу. Докладчик по полочкам разобрал отрицательные и положительные моменты «компьютерного пиратства» для всех участников этого треугольника. 

«Теневое  распространение произведений, с одной стороны, вызывает снижение прибыли в краткосрочном периоде, с другой же стороны, оно способствует захвату рынка, делая его непривлекательным для конкурентов, либо обеспечивая дополнительную рекламу и продвижение произведения». С этим сложно поспорить. Многие опрошенные пользователи признавались, что скачивают фильмы для того, чтобы решить, стоит ли покупать лицензионный диск с данной картиной, который стоит недешево.

«Покупателю/пользователю, по большому счету, не важно, кто продает ему продукт: производитель или «пират». Более того, отличить легально размноженный экземпляр произведения от идентичного ему контрафактного (особенно в электронной форме) в момент покупки практически не представляется возможным. Легально приобретая электронную книгу, фильм или аудиозапись, конечный потребитель лишается части своих законных прав на экземпляр произведения, которые не ограничиваются системами «цифрового контроля прав». «Пираты» же никак не ограничивают конечного потребителя». 

Далее Сергей Середа раскрывает позицию самого «пирата», злоумышленника. «Коммерческая реализация информационных продуктов обостряет проблему информационного неравенства, «пираты» же пытаются это неравенство компенсировать. Цены на ПО, книги, фильмы и музыку завышены в десятки раз, а «пираты» освобождают потребителей от необходимости платить спекулятивные цены».

Таким образом, к этой проблеме нельзя подходить однозначно. Тем более, что уже есть случаи, когда сами правообладатели стремятся распространять произведения «своими силами», не обращаясь к услугам издательств и различных компаний. К примеру, лидер группы «Ленинград» в одном из своих интервью заявил, что лучше пусть на его творчестве наживаются «пираты», которые доносят музыку до малоимущих слоёв населения, нежели аудиозаписывающие компании.

В Германии в этом году вступили в силу поправки к закону об авторском праве. Как сообщает ресурс dw-world.de, однозначно запрещено делать копии дисков в обход защиты от копирования. Согласно закону, такая копия считается "пиратской", ее производство может наказываться лишением свободы до 5 лет. Очень осторожно следует подходить к размещению материалов в блогах и на персональных веб-страницах. Если владелец ресурса размещает видеофильм о своем отпуске, сопроводив его популярным хитом, то прежде ему нужно купить права на использование песни в немецкой организации Gema, собирающей отчисления в пользу авторов музыкальных произведений.

 

В России вопрос об ужесточении законодательства относительно авторских прав открыт уже несколько лет. Сейчас он стоит особенно остро: это необходимое условие для вступления нашей страны в ВТО.
 - В конце мая этого года в  Госдуму внесен законопроект, направленный на усиление охраны авторских прав. Документ, внесенный правительством РФ, предусматривает изменения в часть IV Гражданского кодекса РФ, которые приводят ее в соответствие с нормами Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и другими международными нормами. В частности, законопроект подтверждает соответствие российского законодательства Бернской конвенции и устанавливает, что правообладатели сохраняют право на вознаграждение в случае свободного использования объектов авторского права. Предлагаемые изменения исключают возможность освобождения от ответственности производителей технических средств, предназначенных для устранения технических мер защиты авторских прав, - комментирует ситуацию эксперт по компьютерной безопасности Антон Сапожников.

Какой резонанс вызовут новые законопроекты, пока сложно даже предположить. Сейчас же пользователи трекеров устраивают вечеринки-торрентовки, называют себя «торрентчанами» и «ословодами». Это свой круг единомышленников, разбить который будет очень непросто. На носу – новые премьеры. 18 июня на большие экраны выходит «Секс в большом городе», 9 июля – мюзикл «Mama Mia». Каким будет рекорд появления картин в сети на этот раз – время покажет.